ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Стартапы

НТИ и будущее образовательных стартапов

Александр Ларьяновский

Александр Ларьяновский

Управляющий партнер школы Skyeng

Стартап, работающий в образовании, должен быть прибыльным здесь и сейчас. Рассчитывать на инвесторов не стоит. Долгосрочные проекты в ближайшее время не помогут. Бизнес, которому нужна помощь государства, — не бизнес. Надеяться на либерализацию системы образования оснований нет. 

Однако не все так плохо. НТИ 2.0 ­— программа по объединению представителей бизнеса и экспертных сообществ для обновления общего видения новых рынков — может сыграть важную роль в развитии образовательных сервисов и технологий и формировании EdTech-сообщества.

В предыдущие годы многие стартапы и молодые проекты могли позволить себе жить на инвестиционные деньги в расчете на то, что однажды они станут прибыльными. Но за последнее время ситуация кардинально изменилась — в ближайшую пятилетку такой возможности уже не будет. В новых условиях бизнес должен быть прибыльными здесь и сейчас. Сегодня это единственное, что по-настоящему имеет смысл. Если у вас нет денег, никакие долгосрочные проекты не помогут удержаться на плаву.

В связи с этим встает вопрос: в каких направлениях EdTech-командам развивать свой бизнес, на что делать ставку? Заниматься футурологией сейчас крайне сложно: в последние два месяца все слишком быстро меняется, однако есть несколько направлений, в которых можно быть уверенными.

  1. Абсолютно точно сохранится ниша дополнительного школьного образования как буфер ошибок школьного образования. Пока школы не будут давать требуемое качество образования, родители будут искать другие способы, как выучить своих детей и дать им путевку в жизнь.
  2. Будет актуально все, что касается неспособности высшего образования готовить нужное количество кадров для цифровой экономики. Будут рождаться сервисы по обучению цифровым профессиям, переобучению, переквалификации. Кризис, который сейчас начинается, подтолкнет людей к поиску работы, дефицит рабочих мест будет провоцировать людей искать что-то новое.
  3. Будет расти спрос на детское образование в области программирования.
  4. Из-за конкуренции за рабочие места вырастет спрос на сервисы по верификации скиллов, поскольку работодателям потребуется быстро проверять, что человек действительно знает и умеет.

Это связано с конкретными направлениями, которые сохранят свою актуальность. Но если рассматривать проблему стратегически, если говорить про смыслы, то сегодня мы видим поголовную неграмотность во всем — в качестве принятия решений, в планировании семейных бюджетов, в восприятии информации и фейков, в том, как люди думают, как они выбирают за кого голосовать.

В этом смысле задача образования — выпускать людей думающих. И хотя спроса на это сейчас нет, важно решать тем или иным образом эту задачу — увеличивать количество людей, которые профессионально умеют думать.

В свое время НТИ сыграла важную роль в расширении нетворкинга проектов-участников инициативы. Возможность общаться с государством, участниками рынка в разных вертикалях и на разных уровнях — то, что помогло нам и всем остальным в этой истории быстрее развиваться. Если бы не было НТИ, мы были бы сильно меньше, и ту помощь, которую сейчас EdTech-компании оказывают государству в решении проблемы коллапса образования, мы бы оказать не смогли.

Помимо развития сообщества, НТИ может привнести в EdTech-отрасль суперважную вещь, которой сегодня у нас в экономике нет. Это фиксация долгосрочных правил игры. Условия слишком быстро меняются, слишком много сиюминутных решений принимается по принципам «пока гром не грянет», «мужик не перекрестится» и «пока жареный петух не клюнул».

Любой бизнес может приспособиться к любым условиям и сам научиться все делать, если ему помогать в одном — зафиксировать правила игры. Если бизнес знает, что любые значимые изменения наступят не раньше чем, условно, через два года, он может нормально работать. Остальное сильно аффектит бизнес.

Другой важный вопрос, решение которого также принесло бы отрасли пользу, связан с экспертизой от сообщества, которая должна быть не для галочки. Чиновники продолжают думать, что они все знают, в том числе в сфере образования, но их некомпетентность и непрофессионализм такие же, как у всех остальных.

Если это удастся сделать в НТИ, будет хорошо — это максимальная помощь, которая нужна рынку. Все остальное бизнес должен уметь решить сам.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья