ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Это интересно

Нужны ли бизнесу бизнес-клубы

В России концепция бизнес-сообществ активно набирает обороты. В поисках мотивации и поддержки единомышленников предприниматели объединяются, чтобы помогать друг другу, делиться кейсами, внедрять новые технологии и общими усилиями менять жизнь общества к лучшему. Но в глазах некоторых бизнес-сообщества по-прежнему имеют неоднозначную репутацию — настоящий предприниматель не заседает в клубах, а работает.

Российские бизнес-клубы — информационный шум и вопрос выбора

В целом технология создания бизнес-клуба особо ничем не отличается от запуска любого другого продукта. Если запускаешься с сильными брендами, уровень доверия растет, если совместно с медийными личностями или лидерами мнений — удается быстро привлечь внимание аудитории. Но как клуб будет развиваться дальше — это вопрос удержания и поддержания работы сообщества: важно понимать, зачем предприниматели собрались и каких целей хотят достичь.

Когда в 2021 году карантинные ограничения немного ослабили, в Москве случился настоящий бум предложений бизнес-мероприятий. Информационный шум усложняет задачу выбора, и предпринимателю сложно вычленить что-то действительно полезное для себя.

«По моим внутренним ощущениям, многие клубы, которые запускаются сейчас, выглядят несколько шаблонными, так как открываются по аналогии с уже существующими, — рассуждает основатель Russian Business Community Александр Пак, сложно найти ключевые отличия. В результате выигрывает тот, у кого более сильный бренд, есть доверие аудитории и уникальность. Поэтому в Russian Business Community мы активно работаем над ДНК клуба и стремимся сохранить нашу идентичность».

В отличие от России, в Америке и странах Европы бизнес-сообщества существуют не просто столетиями, а десятилетиями. В 2017 году ALUN стало самым большим сообществом выпускников бизнес-школ в России с количеством участников более 1000 человек. Сегодня в сообществе состоит более 5000 человек. Это предприниматели, топ-менеджеры, госслужащие средней ветки. Очевидно, люди проникаются этой идеей и понимают важность вступления в бизнес-клубы. Руководитель бизнес-сообщества ALUN Искандер Ахметов высказал следующее мнение:

«Если говорить про отличия российских и зарубежных бизнес-клубов, то можно отметить, что в России многие предприниматели мыслят короткими дистанциями, за рубежом — готовы играть вдолгую. Также за границей к участникам клубов предъявляются более высокие требования — мало соответствовать каким-то показателям в бизнесе, важен также социальный статус и социальный капитал человека. У нас пока многие клубы не до конца четко сформулировали цель своего существования. Из-за этого концепция может часто меняться, происходит переупаковка продукта и какая-то путаница. Все это объяснимо — в России мы пока находимся на пути становления».

Выбирая бизнес-клуб, предприниматели смотрят на бренд, на людей, которые в нем уже состоят: насколько они релевантны их бизнесу и близки по духу.

«Выбирать бизнес-клуб нужно под себя.

Да, сообщества создают атмосферу, но не гарантируют, что она подойдет всем — это твоя ответственность распознать “своих”. Клубы дают такую возможность через гостевые доступы к своим мероприятиям», считает сооснователь агентства «Точно» Алексей Кривошеин.

В России история бизнес-клубов начиналась с ассоциаций и других общественных объединений при ТПП, «Деловая Россия», «Опора России». Тогда больше людей собиралось на конкретного спикера, а вовлеченность была высокой чаще только у тех, кто занимал в таких объединениях общественный пост. Сейчас изменился сам формат объединений. Все больше предпринимателей из разных отраслей, в том числе технологичных, осознали потребность объединяться в сообщества. Например, в клубе Russian Business Community состоит 230 человек, и это предприниматели из разных сфер.

По мнению Искандера Ахметова, в ближайшие пять лет на рынке России появится еще больше сообществ. Это объясняется тем, что в России тенденция объединять предпринимателей в клубы и сообщества стала набирать обороты только с 2017 года. Тогда в Москве было не больше 20 сообществ, сегодня — более 100 только публичных клубов с общим количеством аудитории более 700 тыс. представителей бизнеса. Сегодня все больше предпринимателей понимают, какой профит могут получить от членства в бизнес-клубе.

«Здесь я не просто занимаюсь бизнесом, это скорее социальное предпринимательство, где ты ведешь работу через вклад другому, способствуешь тому, чтобы изменить культуру предпринимателей, привить идею, что нужно объединяться и помогать друг другу, — поясняет Искандер Ахметов. — Предприниматели часто живут в параллельной вселенной, не имея четкого пути — как выйти на новый рынок, как занять долю рынка, где найти компетентных сотрудников, как удержать клиентов, как развиваться и восстанавливаться. У многих схожие проблемы и задачи. В какой-то момент предприниматели становятся одинокими, и тогда важно оказаться в среде, где можешь говорить на одном языке и опереться на релевантный опыт других».

Управляя бизнес-комьюнити, важно держать фокус аудитории, понимать человеческие паттерны, поддерживать активность, транслировать цели, миссии и задачи, работать с участниками персонально, выявлять текущие потребности и создавать среду, где будет комфортно коммуницировать.

Для примера — в бизнес-сообществе ALUN комьюнити-менеджер проводит более полутора тысячи личных встреч с участниками. Это ежедневная работа и большой коммуникационный труд, где конечная цель — выстраивание доверительных отношений, создание среды для развития точек соприкосновения и роста всех членов клуба. Искандер Ахметов делится, что изначально сообщество ALUN было создано для решения конкретных практических задач членов клуба. Руководство клуба регулярно мониторило активность и анализировало самые популярные запросы, после чего выделило несколько направлений для дальнейшего развития.

На примере бизнес-клуба Russian Business Community интересно проследить алгоритм развития и поиск истинной ценности сообщества. Александр Пак рассказывает, что когда случился карантин, в Russian Business Community решили делать ставку на эфиры и контент. Устраивали каждую неделю онлайн-эфиры с топовыми спикерами и лидерами мнений. Так клубу удалось привлечь релевантную ЦА и расширить аудиторию.

Следующий шаг — объединение людей, которые посещали эфиры, в закрытые чаты и предоставление доступа к элементам нетворкинга. Когда появилась возможность встречаться в реале, в клубе стали организовывать встречи офлайн — вместе рефлексировать и экспериментировать в разных форматах, устраивать вечеринки, вместе проводить досуг и заниматься спортом. На этом этапе во главу поставили ценность нетворкинга.

Если перефразировать известную фразу «человеку нужен человек», можно сказать, что предпринимателю нужен предприниматель. Тенденция такова, что вокруг лидеров нередко образуется вакуум. Общение с себе подобными заряжает и дает новые идеи».

Что бизнес-клубы и сообщества дают реальному бизнесу?

  • Обучение, личностный рост, развитие бизнеса

Самое ценное, что предприниматели могут получить в сообществе, — это обмен опытом и поддержку равных себе. В рамках бизнес-клуба участники могут делиться не только положительным, но и отрицательным опытом. Когда ценности совпадают, открытая коммуникация в кругу единомышленников может стать прекрасной почвой для развития.

Когда человек приходит в бизнес-сообщество, у него может быть очевидный запрос и неосознанный запрос на рост. Предприниматели объединяются, чтобы вместе расти. База в бизнесе — это устойчивость в плане капитала. Когда этот вопрос закрыт, можно подтягивать и другие аспекты.

В рамках бизнес-сообщества предприниматель может найти для себя ментора, который даст «выжимку» полезного опыта и направит вектор развития. Такая идея нравится предпринимателям, уже достигшим определенной планки и готовым поставить перед собой новый вызов. Александр Пак рассказывает:

«Когда четко понимаешь запрос аудитории, находишь рабочие инструменты, которые помогут эти запросы удовлетворить. После того как мы проанализировали текущую аудиторию клуба, оказалось, что 70% — это предприниматели, бизнесы которых находятся на активных стадиях роста, с годовым оборотом до 120 миллионов рублей. Это помогло определить следующий вектор развития — помочь бизнесам привлекать новых клиентов, масштабироваться и отлаживать все процессы. Сейчас мы внедряем трекинг-группы для тех предпринимателей, у которых есть четкий запрос на рост. Группы собираем по одному уровню развития по 10 человек. В каждой группе есть куратор или трекер. Совместно разрабатываются цели на год, потом эти цели декомпозируются на месяцы и недели. Плюсы такого формата — есть куратор, который помогает, контролирует процесс, можно общаться с другими участниками и поддерживать друг друга, делиться идеями и рефлексировать».

Но иногда участие в клубе не приносит предпринимателю ожидаемых результатов. Кажется, что знакомства с новыми людьми состоялись, но особой пользы не видно. Здесь важно понимать, что бизнес-клубы дают возможность, чтобы о тебе узнали все члены, но не гарантируют этого — только от тебя зависит, насколько ты будешь открыт, как ты расскажешь о себе и о своем бизнесе, какую пользу ты дашь и будешь ли интересен.

  • Поиск клиентов, партнеров и сотрудников «напрямую»

Одна из выгод нетворкинга и участия в бизнес-клубах — знакомство с новыми людьми, нахождение точек пересечения, новые коллаборации и поиск крутых бизнес-идей. Иногда даже в не связанных между собой направлениях вырастают плодотворные сотрудничества. Когда нужен хороший управленец или другой сотрудник в компанию, опыт других членов клуба может оказаться полезным.

Алексей Кривошеин рассказывает, как благодаря поддержке единомышленников из бизнес-клуба удалось решить важную бизнес-задачу:

«В прошлом году перед нами стояла задача построить отдел продаж и в первую очередь — найти руководителя отдела. Я попробовал сделать это сам, но затея провалилась — потратили время и деньги, в итоге команду продаж не построили. Закинул вопрос в чат клуба — через пару часов собрался Зум из 5–6 человек, где каждый поделился своим опытом. Один из советов был взять РОПа на аутсорсе, чтобы выстроить все процессы, порекомендовали подрядчика. На следующий день мы уже работали, и через месяц у нас был собран боевой отдел продаж».

Выводы

Путь предпринимателя в клубе не конечен и не ограничивается только пользой для бизнеса. Это может быть долгосрочной историей, но при условии, что клуб и его члены развиваются как один организм. Алексей Кривошеин резюмирует свой опыт участия в бизнес-клубах так:

«Я не сразу раскусил пользу бизнес-сообществ. Это не работает так, что сегодня ты положил деньги на депозит, а завтра тебе начислены проценты. И поначалу мне казалось, что особо никакого профита сообщества мне не дают. Но сейчас, если посмотреть на всю историю нахождения в клубах, то можно выделить моменты, которые сыграли важную роль в моем бизнесе и лично моей жизни».

Автор: Анна Журба

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья