ENG
Регионы / Рейтинги

Обеспеченность городов СНГ скоростным электротранспортом

«Инвест-Форсайт» предлагает читателям рейтинг, которые показывает, в какой степени население городов СНГ обеспечено (охвачено) услугами скоростного электротранспорта. Под электротранспортом в данном случае понимаются как метрополитены, так и скоростные трамваи, а обеспеченность состоит в количестве станций соответствующих видов транспорта на 1000 человек населения.

Лидерами нашего рейтинга, помимо Москвы, чье первое место предсказуемо, являются Кривой Рог (Украина), Волгоград и Харьков.

Охват населения станциями скоростного городского внеуличного электротранспорта

По количеству станций на 1000 человек населения лидирует скоростной трамвай Кривого Рога (Днепровская область, Украина). Там на 1000 человек населения приходится около 0.05 станций. Кривой Рог — город с не самым большим по украинским меркам количеством населения, но зато имеющий плотную, в основном многоэтажную, застройку и вытянутую форму. В силу высокой плотности населения и специфической формы границ города местным транспортникам удалось достигнуть значительного охвата наиболее плотно заселенных районов фактически одной линией скоростного трамвая, станции которой относительно доступны даже для жителей окраин.

Также работает тот фактор, что город является одним из индустриальных центров Украины (и являлся одним из значимых индустриальных центров СССР на момент запуска в городе скоростного трамвая), а многие станции находятся в промзонах, соответственно, значительная часть станций расположена не в жилой зоне, что создает большое количество станций на 1000 человек населения.

Второе место занимает скоростной трамвай Волгограда. В Волгограде в северной части города скоростной трамвай идет вдоль промышленных предприятий, обеспечивая связь жилых районов с местами работы значительного количества жителей. Отсюда и большое количество станций при не очень большой (чуть более миллиона) численности жителей.

Во многих других городах, где скоростной городской наземный электротранспорт обслуживает только центральные районы, показатель количества станций на 1000 человек населения, соответственно, значительно ниже.

Общее между Волгоградом и Кривым Рогом, городами, имеющими большое значение данного показателя, заключается в том, что значительная часть станций обслуживает именно связь между центральными и жилыми районами с промзонами.

На последнем месте находится Алматы (Казахстан). Там метро фактически только недавно начало строиться, поэтому низкий показатель пока вполне логичен. Что касается Днепра (Украина), то первая очередь метро была построена еще в девяностых, но дальше строительства не было. Вина в этом, судя по всему, местного крупного бизнеса и администрации, которые благополучно развалили в конце 90-х и начале нулевых многие СМУ; большинство проходчиков ушли из города.

Город Вид транспорта Страна Численность
населения
Количество
станций
Станций на 1000 человек
населения
Кривой Рог скоростной трамвай Украина 624579 29 0.0464
Волгоград скоростной трамвай Россия 1013468 22 0.0217
Москва метрополитен Россия 12692466 275 0.0217
Тбилиси метрополитен Грузия 1083800 23 0.0212
Харьков метрополитен Украина 1446107 30 0.0207
Киев метрополитен Украина 2935239 52 0.0177
Минск метрополитен Беларусь 1992685 29 0.0146
Санкт-Петербург метрополитен Россия 5398064 72 0.0133
Нижний
Новгород
метрополитен Россия 1253511 16 0.0128
Баку метрополитен Азербайджан 2262600 25 0.0110
Самара метрополитен Россия 1156644 11 0.0095
Ереван метрополитен Армения 1075800 10 0.0093
Казань метрополитен Россия 1251969 11 0.0088
Новосибирск метрополитен Россия 1618039 13 0.0080
Ташкент метрополитен Узбекистан 2522800 20 0.0079
Киев скоростной трамвай Украина 2935239 22 0.0075
Екатеринбург метрополитен Россия 1483119 9 0.0061
Днепр метрополитен Украина 1002111 6 0.0060
Алматы метрополитен Казахстан 1854556 9 0.0049

Охват площади городов станциями скоростного городского внеуличного электротранспорта

По данному показателю на первом месте — Москва, даже несмотря на присоединение обширных территорий Новой Москвы, не охваченных метрополитеном и другими видами скоростного электротранспорта. При том что Новая Москва метрополитеном не охвачена, за последнее десятилетие властям города удалось добиться показателей охвата площадей внутри МКАД и в «ближнем замкадье», соответствующих развитым капиталистическим экономикам мира.

Вообще же, в Москве ситуация с метрополитеном резко отличается от других городов-миллионников России, даже от Санкт-Петербурга. От столиц других стран СНГ и зачастую бывших государств соцлагеря ситуация в Москве также резко отличается в лучшую сторону. Объясняется все, по-видимому, тем, что Москва — единственный город России и один из немногих городов Восточной Европы, где метро приносит хоть какую-то, но прибыль.

На втором месте находится Харьков. На момент начала строительства метро в Харькове это был второй по экономической значимости город Украины, который до того даже рассматривали в качестве потенциальной столицы. В последнее время станций было построено немного, поэтому в наибольшей степени развитие харьковского метро — заслуга советской эпохи, а также того, что Харьков имеет небольшую площадь при высокой плотности населения; при таких параметрах он достаточно рано достиг статуса города-миллионника, имея при этом сравнительно малую площадь.

На последнем месте — Баку. Причина того, что этот город имеет низкую плотность обеспечения метрополитеном, коренится не в слабом развитии метрополитена, а в значительном приросте территории города, который намного опережает прирост сети метрополитена. В последнее время рост территории Баку приобрел безудержный и хаотичный характер, претендуя на занятие территории всего Абшеронского полуострова. Естественно, что даже при притоке в экономику нефтедолларов развитие метрополитена не поспевает за расширением территории города.

Город Вид транспорта Страна Количество
станций
Площадь Станций на кв. км
Москва метрополитен Россия 275 2 561 0.1074
Харьков метрополитен Украина 30 350 0.0857
Минск  метрополитен Беларусь 29 348 0.0833
Кривой Рог скоростной трамвай Украина 29 430 0.0674
Киев метрополитен Украина 52 839 0.0620
Ташкент метрополитен Узбекистан 20 334 0.0599
Санкт-Петербург метрополитен Россия 72 1 439 0.0500
Ереван метрополитен Армения 10 227 0.0441
Нижний
Новгород
метрополитен Россия 16 466 0.0343
Тбилиси метрополитен Грузия 23 720 0.0319
Киев скоростной трамвай Украина 22 839 0.0262
Новосибирск метрополитен Россия 13 502 0.0259
Казань метрополитен Россия 11 425 0.0259
Волгоград скоростной трамвай Россия 22 859 0.0256
Самара метрополитен Россия 11 541 0.0203
Екатеринбург метрополитен Россия 9 468 0.0192
Днепр метрополитен Украина 6 405 0.0148
Алматы метрополитен Казахстан 9 682 0.0132
Баку метрополитен Азербайджан 25 2130 0.0117

Автор: Роман Мамчиц

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья