ENG
Стартапы

Обменять детскую коляску на шкаф

Бесплатный обмен качественными вещами, которые больше не нужны владельцу, — один из способов разумного потребления и экономии семейного бюджета. Предпринимательница Александра Дорф рассказала, как из группы на Facebook вырос полноценный сервис обмена и почему использование б/у вещей популярно среди успешных людей.

Обмен детскими вещами — взаимовыручка мам

Обменять детскую коляску на шкаф

Александра Дорф закончила географический факультет МГУ, и долгое время ее профессиональная деятельность была связана с нефтегазовой отраслью: от работы в профильном издательстве до руководителя департамента маркетинга. За это время она приобрела навыки ведения переговоров, организации мероприятий, сумела выстроить целый департамент «с нуля».

Во время второго декретного отпуска Александра столкнулась с тем, что в семьях с маленькими детьми накапливается много качественных, но ненужных вещей. Что-то дарят родственники, что-то покупается «с запасом» или под влиянием рекламы, но используется всего пару раз или не используется вовсе. Особенно это касалось детской одежды, из которой малыш вырастал в считанные недели. Кто-то продает эти вещи (через городские сообщества или на таких площадках, как Avito), кто-то складывает на антресоли, а кто-то раздает бесплатно: родственникам, знакомым, в благотворительные организации.

В 2016 году Александра открыла в Facebook группу Mom & Baby Xchange. В ней молодые мамы могли обмениваться детской одеждой и аксессуарами, которые им стали не нужны. Группа росла, и через год, летом 2017-го, Александра приняла решение создать полноценную площадку. Кроме того, она чувствовала, что выросла из «мамского» ассортимента. Поэтому решила сделать сервис по обмену любыми вещами, от одежды и игрушек до электроники и мебели. Единственное условие — вещь должна быть качественной. Сервис назвали «Беру».

«Это самое частое слово, которое пользователи употребляют в переписке», — объяснила Александра свой выбор.

Когда конкурентом становится «Яндекс»

«Создание собственного дела принципиально отличается от работы по найму, — делится Александра впечатлениями от нового опыта. — Все задачи приходится решать самостоятельно: от найма персонала до техподдержки сайта».

Кроме того, новый бизнес оказался никак не связан с предыдущей деятельностью, профессиональный статус и прошлые связи оказались бесполезны. Приходилось все нарабатывать заново.

Дорф подошла к новой деятельности серьезно: в 2018 году оформила ООО, зарегистрировала товарный знак, подписала договор с юридическим агентством и внимательно изучила список запрещенных товаров и действий. Чтобы бухгалтерия была максимально прозрачной, заключила договор с платежным сервисом и подключила онлайн-кассу.

Регистрация торгового знака вскоре пригодилась в неожиданной ситуации. В мае 2018 года выяснилось, что «Яндекс» и Сбербанк запускают маркетплейс с аналогичным названием. Не особо веря в успех, Александра все-таки направила досудебную претензию с требованием прекратить незаконное использование ее товарного знака и выплатить ей 5 млн руб.

«Мой предыдущий опыт показывал, что у мелких компаний, которые невольно перешли дорогу гиганту, шансов выжить практически нет. Была уверена, что все мои усилия пойдут прахом», — вспоминает она.

К ее удивлению, через несколько дней с ней связались представители «Яндекса» и Сбербанка и предложили начать переговоры. Через некоторое время стороны достигли соглашения: компании выкупили миноритарную долю в сервисе и получили право на использование бренда «Беру», а Дорф переименовала свой сервис в «Шер!» (от англ. sharing — обмен) и сменила домен с beru.io на sher.ru.

В разработку сайта Александра вложила 1,5 млн рублей из собственных сбережений. Сторонние инвестиции она пока не привлекает, даже в рекламу до недавнего времени не вкладывалась — пользователями становились бывшие участники группы на Facebook и те, кто узнавал о сервисе по «сарафанному радио». Только в 2019 году предпринимательница начала подключать и тестировать платные каналы продвижения. Прибыль компании не раскрывается, но, по словам основательницы, на безубыточность планируется выйти к 2020 году.

Сколько шеров за айфон?

«Моя платформа выполняет несколько задач. Помогает людям экономить и получать нужные вещи бесплатно. Также мы продвигаем философию разумного потребления и формируем сообщество единомышленников», — объясняет предпринимательница ценность своего проекта.

Основная идея «Шер!» в бесплатном обмене товарами. При этом человеку не нужно искать того, кто согласится обменять, например, детскую коляску на планшет. Все вещи выставляются на сайт в виде лотов с обозначением цены, но не в рублях, а во внутренней валюте сайта — шерах. Это, помимо прочего, гарантирует равноценность обмена. Валюту можно получить при продаже вещей, а также при совершении некоторых действий. Например, при регистрации на сайте на счет пользователя начисляется 500 шеров. Также их можно получить за размещение первого лота или приглашение друзей. Если шеров не хватает, их можно докупить за деньги.

Таким образом, посетители могут продать, например, детскую кроватку, а на полученные за сделку шеры выбрать на сайте нужную вещь. Также вещь могут выкупить администраторы и разместить ее в специальном премиум-разделе. В нем вещи продают за деньги по цене на 30–50% ниже рыночной, часть стоимости можно оплатить баллами.

Отличие Шер от аналогичных площадок по обмену вещами — ручная модерация каждого лота. Администрация сайта следит за тем, чтобы все вещи были действительно качественными и пригодными к употреблению. Если есть сомнения, у пользователя могут запросить дополнительные фотографии.

«У нас серьезный сервис по обмену хорошими вещами, а не барахолка ненужного хлама», — подчеркивает Дорф.

Кроме этого, сайт защищает личные данные пользователей, чтобы избавить их от спама и мошеннических действий. Также на сайте действует арбитраж. Если сделка по каким-то причинам сорвалась, служба поддержки проводит трехстороннее расследование и при необходимости компенсирует ущерб за свой счет.

Успех сервиса создательница оценивает по трем критериям: количество зарегистрированных пользователей, количество выставленных вещей и число состоявшихся сделок. Сейчас на сайте выставлено более 8000 лотов от 2000 пользователей. Объем операций во внутренней валюте — до 100 тысяч шеров в месяц. Александра планирует к концу 2020 года существенно увеличить охват аудитории — до 100 тысяч активных пользователей. После этого, по ее словам, можно будет запустить монетизацию сайта.

Разумное потребление — это модно

«В нашей стране сформировалось негативное отношение к б/у вещам, — констатирует Александра. — Поэтому одежда для грудничков, например, товар неликвидный. Ее редко покупают у незнакомых людей, даже если она в хорошем состоянии».

Именно эту ситуацию Дорф хочет изменить: показать, что повторное использование вещей — не признак бедности и ничего постыдного в этом нет. В пример предпринимательница приводит Европу, где практика бесплатной передачи ставших ненужными вещей распространена и даже состоятельные люди не считают зазорным носить одежду, бывшую в употреблении.

Свою миссию Дорф видит в том, чтобы изменить отношение к разумному потреблению, показать, что это не только выгодно, но и круто, потому что таким образом люди вносят свой вклад в сохранение ресурсов и охрану окружающей среды.

«Я вижу, что людям это помогает, им это нравится, и понимаю, что мой бизнес имеет смысл», — говорит Александра.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья