Цифровая революция больше не будущее — это наше настоящее, и сфера образования оказалась на ее острие. Традиционные модели обучения, существующие столетиями, разрушаются под натиском новых технологий. Готовы ли мы к тому, что учитель в классе скоро будет не единственным носителем знания? И как остаться востребованным специалистом в мире, где искусственный интеллект берет на себя все больше задач?
Как технологии меняют образование
Наиболее значимая технология, которая уже сегодня влияет на обучение, — искусственный интеллект (ИИ). Он меняет систему во всех ее проявлениях. Так, дети используют ИИ-платформы как репетиторов или обучающих ассистентов, поэтому образовательная функция школы — передача знаний — постепенно размывается. Ребенку проще задать вопрос ChatGPT и получить готовый, точный ответ. Учитель перестает быть «глыбой знаний», энциклопедией и превращается в наставника, который помогает ориентироваться в мире, социализироваться, выстраивать коммуникации.
В обучении взрослой аудитории тоже происходят сдвиги, поскольку университетское образование сегодня во многом формально. Человек тратит 5 лет в университете, но реальную пользу получает только в сфере общения и взросления. Он не выходит на рынок труда подготовленным специалистом — по сути, все приходится начинать с нуля.
В сфере образования сейчас не хватает самого главного — персонализированного подхода. Искусственный интеллект способен решить эту проблему. У каждого человека свои склонности, способности, особенности восприятия информации, набор ярко выраженных сильных сторон. С детства усиливать таланты и вести человека по индивидуальному пути с помощью ИИ гораздо проще. Даже если в группе тысяча студентов, у каждого может быть свой индивидуальный ИИ-наставник, который выстраивает персональный трек развития с учетом «карты способностей».
Сможет ли ИИ заменить педагога?
Полностью заменить педагога с помощью ИИ не получится — он выполняет в школе несколько ключевых функций, прежде всего, наставника и воспитателя подрастающего поколения. Это мягкий, поддерживающий проводник, который является для ребенка в школе второй «мамой». Когда ученики ленятся, роль учителя — стать ментором, партнером между искусственным интеллектом, детьми и их реальной жизнью: спортом, общением, хобби.
Современная демонизация ИИ, которая часто присутствует в школе, происходит скорее из-за консервативного подхода самих учителей. Проблема в том, что многие люди старшего поколения не понимают, как работают технологии. Молодые педагоги, которые сегодня только входят в профессию, — это уже другое поколение, способное эффективно взаимодействовать с ИИ.
Сейчас мы находимся на эволюционном сломе привычного уклада жизни: новое только формируется, старое еще сопротивляется, но уже неизбежно уходит. Технологии будут развиваться и занимать свое место в жизни человека. И педагогам придется приспосабливаться к этому процессу. Даже если учителя боятся или сопротивляются, задача государства — действовать максимально проактивно: создавать ИИ-лаборатории, внедрять ИИ во всех сферах, поскольку с искусственным интеллектом связаны перспективы развития.
Образование будущего — это не мир без учителей, а симбиоз человеческого опыта и технологических возможностей. Роль педагога не исчезает, а трансформируется из транслятора информации в роль наставника, тьютора и мотиватора. Главный вывод для всех участников процесса один: бесполезно сопротивляться технологиям. Вместо того чтобы запрещать ChatGPT, эффективнее научиться использовать его как мощный образовательный инструмент. Будущее принадлежит тем, кто видит в ИИ не угрозу, а партнера, способного раскрыть человеческий потенциал на уровне, который мы только начинаем осознавать. И задача педагогов — быть готовыми к этому партнерству.



ENG


