ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью, Технологии

Олег Телюков: «Мобильные операторы ищут новые модели развития»

Результаты 2020 года показали возможности и перспективы телекоммуникационных компаний — доход рынка составил $1,55 трлн. Вместе с тем ярче проявились проблемы, необходимость развития новых технологий, сервисов. Компаниям приходится пристально следить за ситуацией и немедленно реагировать на возникающие изменения. О перспективах и планах работы рассказал генеральный директор Yota Олег Телюков.

Каковы общие перспективы и планы развития компании Yota

— Сегодня все больше инвесторов интересуются технологиями будущего и охотнее всего инвестируют именно в этот сектор рынка. Планирует ли ваша компания в будущем внедрять в систему новые технологии? Может, есть уже какие-то разработки?

— На технологии будущего возлагают большие надежды: ожидается, что они сделают нашу жизнь проще и лучше во всех сферах. Некоторые из них, например дроны и беспилотники, уже получили довольно широкое распространение, некоторые, такие как технологии искусственного интеллекта, даже перестали нас удивлять. В Yota мы тестируем самые разнообразные нововведения: как функционал для клиентов, так и различные внутренние механики обслуживания. Конечно, до финального этапа доходит не каждая инициатива. Однако благодаря отбору нам удается внедрять на постоянной основе лучшие из протестированных практик.

— В последние годы рынок телекома изменяется очень быстрыми темпами. Главной интригой является запуск сети пятого поколения. Насколько быстрыми будут дальнейшие перемены на рынке, и стоит их вообще ждать?

— Разговоры о возможностях 5G ведутся очень давно, но только в 2019 году начали запускаться первые коммерческие сети пятого поколения. Даже на основе мирового опыта пока рано делать однозначные выводы, какие нас ждут сценарии развития технологии 5G. В России развитие сетей пятого поколения идет по своему пути. На сегодняшний день существует ряд вопросов, которые необходимо решить. Сейчас можно с уверенностью сказать, что стандарт мобильной связи 5G обязательно придет на смену 4G, и мы сможем оценить новые возможности и результаты внедрения сети пятого поколения. Это вопрос времени.

— Традиционные виды мобильных услуг, таких как голосовые звонки и СМС, постепенно отходят в прошлое. Операторам нужно искать новые модели для развития, например трансформироваться в провайдеров цифровых услуг. Что вы думаете по этому поводу?

— Сложно отрицать, что сегодня большая часть коммуникации перешла в мессенджеры, однако это не означает, что с традиционными видами мобильных услуг уже можно попрощаться. Пользователи по-прежнему совершают голосовые звонки, в период самоизоляции это стало особенно заметно. Так, по сравнению с прошлым годом в 2020 году на 13,9% увеличился голосовой трафик и на 19,8% — интернет-трафик. В то же время мобильные операторы, мы в том числе, осознают важность поиска новых моделей развития и работают над расширением списка предлагаемых услуг. Что касается Yota, мы в первую очередь ставим в приоритет запрос клиента. Поэтому мы разработали конструктор связи с шагом в 1 минуту и 1 Гб, позволяющий клиентам выбирать необходимое количество голосовой связи и интернет-трафика. Кроме того, мы также смотрим в сторону цифровых продуктов, кэшбэк-сервисов и партнерских проектов. Пробуем искать взаимовыгодные модели сотрудничества, запускаем пилотные продукты.

Влияние пандемии на работу компании

— Пандемия повлияла на работу многих отраслей, в том числе на сектор коммуникации. Сможет ли рынок справиться с новыми вызовами, если распространение коронавируса будет продолжаться?

— Выживание и развитие бизнеса в сложившейся ситуации — вопрос адаптации к новым условиям. В период первой волны пандемии многие компании не просто перестроили свои бизнес-процессы, но стали более гибкими, а значит, подготовленными к новым внезапным сложностям.

Если говорить об опыте Yota, самоизоляция не оказала значительного влияния на нашу работу. Во многом это связано с тем, что мы уже достаточно давно активно используем цифровые решения, поэтому повсеместный переход в онлайн не стал для нас вызовом. Конечно, ограничительные меры отразились на ритейле, но мы смогли расширить онлайн-каналы продаж. Так, в первую волну пандемии мы начали сотрудничество с такими интернет-магазинами, как WildBerries, Goods.ru, Ozon, TMall, «Онлайн Трейд.Ру» и другими.

Появилась информация о полученной операторами выгоде во время пандемии, однако реальные цифры этого не подтверждают. По итогам 2020 года рост рынка телекома может сократиться на 3%. Какие прогнозы у вас? Насколько сложной является ситуация?

— Анализируя весь период самоизоляции, мы не наблюдаем оттока пользователей: наоборот, количество наших клиентов стабильно растет. Так, в первые три дня обязательной самоизоляции (с 30 марта по 3 апреля) количество проданных онлайн-модемов и модемных SIM-карт выросло в четыре раза по сравнению с периодом с 23 по 25 марта. Также за первые две недели апреля онлайн-продажи SIM-карт для смартфонов увеличились на 62% по сравнению с тем же периодом в марте. Рост неудивителен: людям как никогда были необходимы качественная связь и интернет, чтобы комфортно организовать рабочий и учебный процесс, а также поддерживать связь с друзьями и близкими. Конечно, некоторые услуги, такие как роуминг, во многом утратили свою актуальность, но потребность в связи у людей только выросла. Теперь и деловые, и личные вопросы гораздо чаще решаются по телефону или онлайн, чем вживую. И мобильные операторы помогают наладить эту связь.

— За последний год рынок телекоммуникаций растет медленнее мирового. С чем это связано? Причина кроется в высокой конкуренции или есть конкретные факторы?

— Небольшое отставание российского рынка телекоммуникаций от мирового объясняется прежде всего тем, что работать приходится в условиях жесткой конкуренции. Мы стараемся смотреть на эту ситуацию с позитивной точки зрения: высокая конкуренция на рынке мотивирует операторов постоянно развиваться и дает пользователям возможность найти предложение, которое им точно подойдет.

— Как сообщают исследователи из IDC, по итогам 2020 года доходы рынка достигнут $1,55 трлн: почти на полтора процента ниже, чем в прошлом году. Насколько ожидаемым был результат, если в первом полугодии отмечалось повышение спроса на услуги телекоммуникационных компаний?

— Мы не заметили падения интереса пользователей к телеком-услугам. В условиях пандемии люди стали только чаще обращаться к удаленным способам связи. Замедление роста рынка может быть связано со многими причинами, далеко не все из которых негативные. Например, как мы уже упоминали, к таким причинам относится высокий уровень конкуренции, от которого в итоге выигрывают и операторы, и пользователи.

Новые разработки и технологии

— Единственная возможность увеличить доход — дать пользователю то, что он хочет. Операторы должны постоянно улучшать свои предложения и следовать трендам. Как ваша компания справляется с монетизацией новых услуг?

— Работая над новыми предложениями, мы ориентируемся на потребности клиентов. Поэтому прежде чем приступать к созданию какого-либо обновления, мы анализируем запросы пользователей, а также популярные на данный момент услуги. Например, в конце прошлого года мы запустили несколько сервисов: «Yota Деньги», «Yota ТВ», «Yota Книги», которые закрывают текущие потребности наших клиентов.

— Несколько недель назад компания Yota запустила сервис «Yota Деньги». С его помощью пользователь может с мобильного телефона переводить средства на банковскую карту, пополнять мобильный. Чем этот сервис отличается от уже подобных существующих? Какие главные конкуренты?

— Как и все крупные мобильные операторы, мы сейчас активно работаем над развитием собственных сервисов. Опция денежных переводов пользуется большой популярностью на рынке, и, проанализировав потребности своих клиентов, мы поняли, что для них это предложение тоже актуально. «Yota Деньги» позволяет совершать денежные переводы со счета телефона на банковские карты, оплачивать интернет, мобильную связь, коммунальные услуги, пополнять карту «Тройка» и многое другое. Мы старались сделать сервис, который позволит нашим клиентам быстро и удобно проводить денежные операции.

— Компания полностью перешла на продукт Nexign Network Monetisation Suite. Это позволило запускать новые предложения с максимальной скоростью и эффективностью. Сможет ли внедрение подобной технологии уменьшить стоимость продуктов компании Yota?

— Увеличение скорости реализации новых продуктов и услуг было достигнуто за счет нескольких факторов: сильной внутренней разработки и успешной и IT-трансформации, партнерской позиции и вовлеченности CBOSS и Nexign как ключевых телеком-поставщиков Yota, а также эффективной работе и большому вкладу многих других вендоров и партнеров. Благодаря этому мы можем реализовывать больше продуктов и проектов при удержании общих затрат.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья