ENG
В мире, Инвестиции, Мнение

Оправдан ли рост акций Tesla?

Денис Астафьев

Денис Астафьев

Сооснователь компании SharesPro

Электромобили можно любить, отвергать, оставаться равнодушными, но признать компанию Tesla мощным игроком на рынке технологий все же придется. Как развивается компания будущего и чего ждать от ее акций? 

Компания Tesla прочно связана с яркой личностью ее генерального директора Илона Маска, который, помимо этого, ведет космический бизнес, уже нашумевший в СМИ: именно Space X стала первой частной компанией, которая запустила астронавтов на своем корабле Crew Dragon на МКС. Кроме того, США впервые с 2011 года вышли на орбиту, проведя испытательный полет Demo-2.

Илон Маск строит аэрокорабли и отправляет людей в космос — у инвесторов практически не остается сомнений насчет успеха электромобилей. Однако и бизнес Tesla за время коронавирусной пандемии столкнулся с целым рядом проблем.

Первой стала остановка производства: когда завод Tesla в Шанхае уже получил разрешение на возвращение к работе (где планируется увеличить производство модели 3 более чем на 30% и начать выпуск модели Y в первом квартале 2021 года) и начал наращивать свои мощности, с калифорнийским заводом во Фримонте возникло много сложностей.

В начале блокировок округ Аламеда назвал Tesla «важнейшим бизнесом», которому было разрешено остаться в эксплуатации. Но по мере роста случаев заболевания завод во Фримонте закрылся на карантин.

США снимали свои ограничения постепенно, каждый штат следовал индивидуальной инструкции и принимал решения уже на местах самостоятельно — Калифорния не спешила послаблять ограничения, когда в других частях страны предприятия уже открылись. Из-за этого возникли конфликты с Илоном Маском: он запускал работу на заводе, несмотря на ограничения — завод во Фримонте посетили правоохранительные органы и заблокировали его работу. Илон Маск подавал жалобы в суд на округ Аламеда и уже планировал переносить производство из Калифорнии. На единственном американском автозаводе Tesla в округе Аламеда на четвертый квартал работало более 10 000 человек, а объем производства составлял около 415 000 единиц.

Сейчас Илон Маск ведет переговоры в округе Тревис, штат Техас. На месте рядом с городом Остин (на участке площадью 2100 акров) рассматривается строительство Gigafactory, которое может начаться уже во второй половине года. По прогнозам аналитиков, Tesla может создать более 5000 рабочих мест на этом заводе.

В Техасе нет подоходного налога, в то время в Калифорнии по этому налогу одни из самых высоких ставок в стране. Это хорошее преимущество для Tesla, в частности по привлечению квалифицированной рабочей силы.

Однако уже 22 июня Дональд Трамп подписал распоряжение о временном прекращении выдачи всех иммиграционных виз — такую меру раскритиковал Илон Маск. По сведениям из Белого дома, из-за карантинов у самих американцев уровень безработицы составил 13,3%, привлечение сил эмигрантов для работы на заводах теперь весьма ограничено.

Сейчас Tesla действительно переживает непростые времена — на крупнейшем рынке компании в США регистрация вновь приобретенных автомобилей Tesla снизилась на 37% в апреле и мае. Еще в начале марта, когда начинались блокировки в США, банк Morgan Stanley сократил план продаж в Tesla на 2020 год, поставив 452 000 автомобилей по сравнению с предыдущей оценкой в 500 000.

Учитывая, что Tesla работает в двух сегментах (автомобильная промышленность и производство/хранение энергии), напряженность с партнером по производству солнечных батарей Panasonic Corp вносит коррективы в состояние бизнеса Илона Маска. Прибыль Tesla от производства солнечных батарей сократилась с тех пор, как Tesla Motors купила SolarCity за $2,6 млрд в 2016 году.

В том же году объявили о партнерстве между Panasonic и Tesla, в ходе которого Panasonic планировал инвестировать более $272 млн в завод в Буффало — в ответ на это Tesla брала на себя долгосрочные обязательства. Но низкий спрос со стороны компании Маска привел к тому, что Panasonic отправила большую часть ячеек фотовольтаики (инновационные батареи), которые она производила в Буффало, зарубежным клиентам, вместо того чтобы продавать их Tesla для торговой марки Solar Roof.

Кроме того, возникали проблемы с наращиванием темпов роста производства и поставок модели Y — более дешевого внедорожника, который Tesla начала выпускать в начале этого года еще до остановки производства. Из-за пандемии продажи электромобилей как в Китае, так и в США, снизились — цены на автопродукцию Tesla также упали.

В первом квартале 2020 года Tesla сообщила о росте выручки по сравнению с прошлым годом и о неожиданной прибыли — и это после того, как пандемия снизила спрос!

Скорректированная прибыль на акцию, по результатам отчетности, составила $1,24 — против убытка в размере $2,90 на акцию год назад. Выручка в $5,99 млрд — против $4,54 млрд в прошлом году — все это вызвало всплеск эмоций у биржевых инвесторов.

Сейчас Tesla планирует строительство комплекса по производству аккумуляторов для проекта Roadrunner во Фримонте — это позволит компании перейти от приобретения аккумуляторов у других поставщиков к собственному производству наиболее дорогого компонента для электромобиля.

Инвесторы эмоционально воспринимают события касательно Tesla и самого Илона Маска — за этим следует взлет биржевых котировок. Текущие цены на акции находятся вблизи новых исторических максимумов — $1000.

Акции Tesla уже сейчас очень дорогие. Дальнейшие события возле этой компании и Space X, вероятно, по-новому выстрелят — и еще выше поднимут запредельные цены.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья