«Гиги за шаги» от «Вымпелкома», самоуправляемый БелАЗ «ФосАгро», дрон-автостраховщик, роботы-официанты, солнечная система на ладони… «Мы идем к миру, где машинное обучение и искусственный интеллект есть практически везде», — единодушны визионеры Oracle и клиентов.
Искусственный интеллект, блокчейн, машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, цифровые помощники – этими инновациями занимается уже весь мир, и Oracle принимает в их развитии непосредственное участие. «Нам очень повезло – мы живем в тесном взаимодействии с технологиями, — отметил Эндрю Сазерлэнд, старший вице-президент Oracle по технологиям и системам в регионе ЕМЕА и АРАС, открывая Oracle IMPACT. — Однако ввести их в бизнес непросто. И наша задача – интегрировать новые идеи и технологии в то, как мы работаем». На форуме Oracle нового формата участники обсудили, как перейти от теории к практике и раскрыть потенциал новых технологий, как автономность сменяет привычную автоматизацию, какие инструменты и платформы уже доступны для создания приложений нового поколения, каких практических результатов можно добиться с их помощью.
Эндрю Сазерлэнд
«Новое поколение инноваций не просто автоматизирует различные процессы, а делает их все более автономными, причем технологии автономности и искусственного интеллекта становятся доступными для всех нас. Приходит новая компьютерная эра, и происходящие изменения действительно огромны. Наша кухня, город, в котором мы живем, начинают сами заботиться о себе, становятся очень и очень умными. Автономные машины начинают сами присматривать за собой. Мы идем к миру, где машинное обучение и искусственный интеллект используются практически везде», — продолжил Эндрю Сазерлэнд.
«Автоматическое» сокращение затрат
Уже сейчас большая часть приложений относится к категории частично автономных. Новые автономные сервисы осуществляют самодиагностику, сами обеспечивают свою безопасность. По статистике, в 85% случаях на момент атаки уже 1 год как существовал патч защиты, однако 74% компаний тратят более 3 месяцев на установку патча. Автономные сервисы исключают такую ситуацию. Они автоматически заботятся о безопасности без простоя системы, самовосстанавливаются, максимизируя время безотказной работы и производительность при доступности на уровне 99,995%, что составляет менее 2,5 минут запланированного и незапланированного простоя в месяц.
Таким образом, затраты на администрирование снижаются до 80%, что позволяет клиентам экономить до 70% времени исполнения, динамически настраивая и масштабируя ресурсы. Это, в свою очередь, меняет содержание профессий, оставляя людям именно творческие задачи.
По словам Шамиля Хайретдинова, директора департамента логистики, блок по управлению закупками, ПАО «Мобильные ТелеСистемы», изменения идут про нарастающие кривой: «То, что мы делали ещё несколько лет назад, сейчас кажется архаичным. А через 10-12 лет нас ожидают еще большие перемены. В условиях таких быстрых изменений работать нельзя не работать с данными». С помощью машинного обучения и предиктивной аналитики в МТС удалось сократить затраты на повторяющиеся закупки, освободить ресурсы для исследования рынка, повысить уровень удовлетворенности сервисом закупок.
Только в США почти 120 000 администраторов управляют примерно 5 млн. баз данных, однако значительная часть их времени расходуется на ручные, рутинные операции. Автономная база данных позволяет им выделять больше времени на более важные задачи. Она автоматизирует ключевые функции базы данных, такие как индексирование, кеширование и сжатие. Автонастройка на основе машинного обучения используется для оптимизации производительности запросов, а самодиагностика — для прогнозирования и обработки ошибок, сокращения времени простоя.
«Наши автономные сервисы становятся все более автономными и способствуют значительному сокращению издержек в ИТ», — подчеркнул Эндрю Сазерлэнд. В числе разработок Oracle — первая в мире автономная база данных Oracle Autonomous Database Cloud (ADW и ATP) и автономные сервисы для разработки, интеграции приложений и аналитики, мобильной разработки и интеграции данных, возможности дополненной реальности, машинного зрения, цифровых двойников (чатботов). Oracle Autonomous Cloud представляет собой совершенно новую категорию автоматизации программного обеспечения на основе машинного обучения — технологию, которая так же революционна, как интернет.
Ожидается, что к 2020 году будет насчитываться 20.4 млрд устройств интернета вещей, генерирующих более 14 зетабайт данных ежегодно. Oracle IoT поможет задействовать их в бизнесе, реализовать концепции умных городов. Oracle Blockchain Cloud Service, первая автономная облачная платформа блокчейн, — это готовая к использованию безопасная масштабируемая устойчивая платформа корпоративного уровня, которая поддерживает блокчейн для межкорпоративного взаимодействия. Oracle Chatbot позволяет клиентам создавать собственные веб- и мобильные приложения для естественного диалога с человеком.
Россия уверенно лидирует по ряду показателей
Джордж Хелд, вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом», метко заметил: «Digital — это то, что делают молодые парни и девушки в футболках и кроссовках. Чем хороша конференция Oracle? Здесь можно показать те вещи, которые изменяют жизнь к лучшему, которые делают как раз те самые парни и девушки в кроссовках. Они делают это сейчас, и не где-нибудь, а здесь, в России». Джордж с гордостью подчеркнул, что по Россия уверенно лидирует по ряду показателей: уровень проникновения смартфонов в России больше, чем во Франции или в Германии, большинство предпочитает выходить в интернет с помощью смартфона, а не десктопа, а число использующих в России технологию 4G, больше тех, кто пользуется только 3G. По времени, проводимом в интернете, Россия занимает второе место после Англии – в среднем, наши соотечественники проводят онлайн 35,6 часов (средний показатель в мире – 28,5). И на предпочтения россиян «Билайн» отвечает «кульными» инновациями. Один из примеров, придуманных и реализованных молодыми специалистами, – акция «Гиги за шаги», в рамках которой можно обменять шаги на бонусный интернет. А 62% обращений абонентов на сегодняшний момент обрабатываются ботами. Это очень перспективное направление общения с оператором.
Джордж Хелд (ПАО «ВымпелКом»); Шамиль Хайретдинов (ПАО «Мобильные ТелеСистемы»); Роман Будник (ПАО «ФосАгро»); Игорь Калганов (Центр практического применения блокчейн-технологий «Орбита»)
В различных отраслях все более широко внедряются технологии блокчейна, утверждает Игорь Калганов, генеральный директор Центра практического применения блокчейн-технологий «Орбита». «Эта технология стала достаточно надежной и гибкой, не бойтесь ее использовать», — заявил он, рассказывая о преимуществах блокчейна и особенностях его использования в финтех-индустрии в России, где в настоящее время реализуется порядка 30 блокчейн-проектов.
Так, по мнению Андрея Дроздова, генерального директора компании «БКС Страхование жизни», хайп вокруг технологии пройдет, начнется стандартизация и ближайшие два-три года мы увидим постепенную адаптацию технологии блокчейна бизнесом. В его компании уже готовы к внедрению: «У Oracle технологически правильный, хороший подход, который мы будем в дальнейшем использовать».
«Применение технологии блокчейн могло бы снизить уровень недоверия в цепочке поставок», — считает Роман Будник, директор по цифровым технологиям ПАО «ФосАгро». Один мировых производителей фосфоросодержащих удобрений активно реализует цифровую трансформацию и присматривается к прорывным технологиям. «Комплексный проект позволил нам на основе передовых решений Oracle модернизировать единую информационную систему и организовать автоматизированный и прозрачный процесс интегрированного планирования, оптимизировав всю цепочку бизнес-процессов — от возникновения потребности до отгрузки готовой продукции, — рассказал CDO компании. В завершении он пригласил гостей форума опробовать самоуправляемый БелАЗ «ФосАгро»: один оператор сможет управлять несколькими машинами, направляя их к местам разгрузки.
Дроны-автостраховщики и роботы-официанты
В интерактивной зоне участники смогли убедиться, что технологии будущего доступны уже сегодня. Например, гости могли самостоятельно «заселиться в отель», управляемый искусственным интеллектом, пройдя регистрацию с помощью технологии распознавания лиц. Открыть дверь в номер, отрегулировать температуру внутри и заказать услуги можно с помощью услужливого чат-бота, а доставить еду — с помощью «шустрого» робота-официанта. Такой рай для интроверта возможен благодаря соединению 21 Oracle PaaS и 6 SaaS-сервисов Oracle.
Робот-официант: доставка пиццы из мобильного приложения
Для прогулки по одному из офисов Oracle в Англии было достаточно надеть VR-очки и «погрузиться» в видео с обзором на 3600. А с помощью специального приложения дополненной реальности (AR) простой кубик можно превратить в любую планету солнечной системы и буквально рассмотреть ее у себя на ладони. В Oracle считают, что у дополненной и виртуальной реальности большие перспективы в бизнесе. Эти технологии уже трансформируют корпоративное обучение, переводя длинные бумажные инструкции в увлекательное видео с наглядными примерами. А в дополненную реальность можно выводить справочную информацию, инструкции, характеристики и отзывы о продукте.
VR-прогулка по офису продаж Oracle в Англии
Впервые на практике был продемонстрирован блокчейн-сервис Oracle Blockchain Cloud Service, выпущенный этим летом. Он построен на основе проекта Linux Foundation Hyperledger Fabric, но содержит дополнения, разработанные Oracle, для соответствия потребностям корпоративных клиентов. Платформа включает проверяющие узлы, сервисы для управления участниками, узлы формирующие блоки, контейнеры для исполнения смарт-контрактов, дополнительная функциональность доступна через REST-прокси. Графический веб-интерфейс служит для конфигурирования каналов, добавления участников, мониторинга сети, установки и изменения смарт-контрактов также известных, как чейн-коды.
Ещё в одном из 10 практических сценариев, развёрнутых в интерактивной зоне, гостям предлагалось «опробовать» интернет вещей. При управлении настольными гонками они смогли убедиться, что информация с датчиков машин передается в реальном времени в облако Oracle Cloud на аналитическую панель, с помощью которой можно мониторить максимальную и среднюю скорость на круге и любые другие показатели – причем на самых актуальных данных. «Умные» машины» могут применяться в логистике, а также для мониторинга ситуации на дорогах. Если автомобиль сойдет с трассы или попадет в ДТП, система самостоятельно отправит на место происшествия дрон, который сможет сам зафиксировать событие – это значительно ускорит и облегчит ежедневную работу автостраховщиков.
В 2017 финансовом году инвестиции Oracle в R&D составили 6,2 млрд. долларов, причем 80% инноваций было предложено самими клиентами. Мы будем продолжать рассказывать в нашем блоге об инновациях, представленных на Oracle IMPACT, который собрал свыше полутысячи человек, треть из которых подключилась онлайн. Кроме того, по регистрации доступна запись онлайн-трансляции форума.