Евгений Блех — заместитель директора центра управления ЖКХ Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС
Авторы закона о реновации жилищного фонда в Москве ошибочно предполагают, что реновация — это снос. В современном понимании реновация в жилищной сфере — это постоянный процесс создания комфортной среды проживания. На протяжении жизненного цикла и в зависимости от срока службы жилого здания применяются различные методы реновации: капитальный ремонт; модернизация; реконструкция; реставрация; снос. Официальное название программы — «Ликвидация подлежащих сносу серий жилых домов первого периода индустриального домостроения». Некоторые департаменты правительства Москвы называют её «Программой сноса жилых домов первого периода индустриального домостроения» или «Комплексной программой реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда».
Очевидная потребность в обновлении жилищного фонда России приводит к появлению различных рецептов его осуществления. Для московских властей оказалось психологически комфортнее предложить простое решение, якобы сулящее быстрое и чуть ли не окончательное решение проблемы.
Фактически же необходимо расширить масштабы капитального ремонта за счет применения современных эффективных технологий производства работ, а не сносить пригодный жилищный фонд. Тактика «строить — сносить — строить» ошибочна. Она не приводит к увеличению жилищного фонда, а только стимулирует жилищное строительство, что важно, но для решения жилищной проблемы недостаточно. Необходима стратегия «строить — ремонтировать — реконструировать (модернизировать) — ремонтировать — сносить — строить».
Первая попытка решить проблему пятиэтажного фонда первых лет индустриального домостроения была предпринята в 1977 году, когда Мосгорисполком поручил подготовить предложения институтам МосжилНИИпроект и МНИИТЭП. На тот момент в Москве пятиэтажный фонд (блочный и панельный) первого поколения (1957 — 1965 гг. строительства) насчитывал около 12 млн кв. м (порядка 3000 домов) следующих 8 серий: панельные (К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300, 1-515), блочные (1-510), кирпичные (1-511).
После 1965 года в Москве практически не строили 5-этажные здания. Им на смену пришли 9-12 этажные здания. Согласно первоначальным планам, в Москве планировали снести 1722 дома общей площадью свыше 6,3 млн кв. м. По данным Департамента строительства Москвы, осталось разобрать 67 домов площадью 262,7 тыс. кв. м. Первоначально власти Москвы заявили о сносе 7934 домов площадью 25,1 млн кв. м, в них проживает 1,6 млн человек. Затем были внесены существенные коррективы — предполагается снос 4500 домов 14,24 млн. кв. м. Декларируя снос 5-этажных зданий, которых осталось примерно 6 млн. кв. м (из 12 млн кв. м), власти Москвы намереваются снести 19,1 (по уточненному варианту — 8,22) млн. кв. м зданий 9 этажей и выше, которые простояли менее 50 лет и которые никак нельзя отнести к ветхим или аварийным.
Московские власти утверждают, что пятиэтажные здания рассчитаны на 25-30 лет — и физически они уже устарели, находятся в аварийном состоянии, в них невозможно провести эффективный капитальный ремонт. Никаких доказательств не приводится. Между тем, все специалисты, знакомые с проблемой, знают, что:
- Все 5-этажные здания первых лет индустриального домостроения относятся ко II группе капитальности со сроком службы 125 лет;
- Реальное техническое состояние конструктивных элементов и систем инженерного оборудования и фактический физический износ дома в целом можно оценить только на основании инструментального обследования.
- Как показали экономические расчеты, стоимость работ по капитальному ремонту составляет 30% от стоимости строительства аналогичного здания по площади и уровню комфорта, а реконструкции — не более 80%. Это подтверждено реальными примерами реконструкции 5-этажных зданий в Москве. Либо специалисты Департамента Градостроительной политики Москвы не знают нормативную базу и не владеют экономическими расчетами (что свидетельствует о низкой квалификации), либо сознательно вводят всех в заблуждение.
Основной недостаток программы реновации — отсутствие внятного социально-экономического обоснования. Стратегия реновации (точнее, реконструкции) должна быть разработана совместными усилиями экономистов, архитекторов и инженеров в подробностях, с графиками, расчетами, финансовыми выкладками. Создать такой документ — серьезный, кропотливый труд. Пока же никому не поручено этим заниматься. Принятие нормативно-правовых документов на данном этапе очень опасно, поскольку они будут «давить» на экономику. Политические решения должны отражать и учитывать объективную экономическую оценку, в противном случае это принесет непоправимый и весьма значительный ущерб.