ENG
Инвестиции, Интервью

Оскар Хартманн: «У всех одни и те же 5 инвестиционных идей»

О том, как поведение инвесторов (особенно инвесторов в стартапы) должно меняться в нынешнее, кризисное и пандемическое, время, «Инвест-Форсайт» беседует с одним из самых известных российских серийных предпринимателей, сооснователем проектов KupiVIP.ru, Carprice, CarFix и еще нескольких десятков компаний Оскаром Хартманном. Наше интервью состоялось на Московской международной книжной ярмарке, где, кроме прочего, продавалась книга Оскара Хартманна «Просто делай! Делай просто!». 

Оскар Хартманн
Оскар Хартманн

— Оскар, чем вы как инвестор прежде всего занимались в этом году?

— С начала кризиса я созванивался со всеми генеральными директорами всех своих компаний и пытался с ними быть в диалоге, чтобы понять, как можно работать, чтобы ни одна компания не погибла. Сейчас я могу сказать: ни одна компания не погибла. Какие-то удалось усилить, какие-то стали слабее, но тем не менее я очень активно работал с людьми, с командами, с генеральными директорами моих компаний.

— О новых проектах в этом году речь не шла?

— Новые проекты я в этом году не запускал. Естественно, я доинвестировал в существующие компании, думаю, так делали почти все инвесторы. Но сейчас уже смотрим новые проекты.

— По поводу новых проектов — изменились ли критерии их отбора, изменился ли фокус рассмотрения?

— Да, я изменил фокус: сейчас инвестирую только в то, что повышает качество жизни людей напрямую. Не косвенно как-то, а именно напрямую. Соответственно, я хочу делать только инвестиции, которые соответствуют моей жизненной философии, и хочу, чтобы все было синхронно.

— Если вам задать вопрос, в каком направлении инвесторам стоит искать наиболее перспективные проекты, ваш ответ отличался бы от того, какой бы вы дали 2–3 года назад?

— Нет, я бы ответил то же самое. Интернет поменяет весь мир, все, что происходит. Я считаю, недвижимость будет иметь еще большее значение, чем она сейчас имеет. Сейчас в сфере недвижимости происходит огромная пересборка. Я делаю свои инвестиции на макротрендах, на очень длинных трендах, поэтому вот эти маленькие потрясения, которые происходят де-факто, на мою инвестиционную политику не влияют. Десять лет назад я думал по-другому.

— Можно ли предположить, что сейчас на фоне кризиса будут более популярны проекты, связанные с экономией и дешевым потреблением?

— Да, однозначно — если говорить про Россию. Для России и мира имеются все-таки разные ответы. В России последние пять лет происходит снижение реальных доходов населения, и, я считаю, любой проект, который сейчас запускается, должен создавать больше ценностей за меньшие деньги по определению. Тут нет вообще никаких альтернативных вариантов, это один из сильнейших трендов. Я бы не инвестировал ни во что, что не основано на масс-маркете, что не помогает обычному человеку, обычной семье получить больше ценностей за меньшие деньги. Все излишества сейчас будут умирать.

— Актуализация темы вакцин не создает ли хайпа или, может быть, моды для темы биотеха?

— Однозначно. Сейчас все прыгнули на одни и те же темы. Большинство инвесторов прыгает на краткосрочные тренды. Что бы ни происходило, люди сидят на новостном потоке, эмоционально на него реагируют и при этом думают, что они принимают рациональные решения. А на самом деле высокоэмоционально делают какие-то краткосрочные ставки, не входят в длинную позицию, соответствующую какой-то картине мира, куда мы хотим прийти.

Сейчас все прыгнули в одно и то же: в развлечения, гейминг, биотех, видеоконференции, связь. Поэтому мы видим, что Nasdaq уже на абсолютно рекордном уровне. Ни у кого других инвестиционных идей нет, у всех одни и те же 5 инвестиционных идей. Я полагаю, нужно думать по-другому. Во-первых, я не участвую в краткосрочных колебаниях, во-вторых, считаю, что можно искать альтернативы хайпу. Например, сейчас все говорят про офисную недвижимость: всё, конец, офисы больше не нужны. Я с этим не согласен, я считаю, будет реабилитация офисного сегмента. Сейчас офисы можно покупать дешево, даже в 2 раза ниже себестоимости; на рынке есть хорошие офисы. Я рассматриваю возможность инвестиций и в торговую недвижимость — там то же самое: мы очень дешево покупаем торговые центры, которые однозначно будут еще 10 лет функционировать. Все-таки нужно думать по-другому. Хотя, несомненно, есть изменения в потребительском поведении, но в основном во время пандемии мы увидели, что тренды, которые и так уже были, просто усилились, стали еще быстрее.

— Не изменил ли карантин отношение к стандартному требованию, чтобы стартапы и проекты обязательно выходили на международные рынки? 

— Я не знаю. В России стартап-рынок очень маленький, это, по сути, карманный рынок. Все сделки, которые произошли за год, я могу по памяти перечислить. Поэтому трудно говорить о каких-то мегаизменениях, которые относятся к России. В России большинство компаний создается на собственные деньги основателей, без внешних инвестиций. Абсолютно подавляющее количество компаний может выжить, только если они быстро выходят на прибыльные страны. Что касается международного развития, это отдельный случай, лишь немногие могут организовать международный бизнес с первого дня.

— Последний вопрос: почему вы решили написать книгу и о чем она? 

— Потому что я верю: у каждого носителя есть свои преимущества, которые позволяют сделать то, что другой носитель сделать не может. Есть видео на YouTube, есть фильмы, есть документальное кино, есть Instagram-посты, есть статьи, научные статьи, ненаучные статьи, и есть формат книги. Если говорить про Instagram, в нем среднее удержание внимания — 10 секунд, в YouTube это 10 минут. Instagram и YouTube практически не позволяют разобрать никакую тему глубоко, в них абсолютно нет ни состояния, ни среды, в которой человек может сосредоточиться. Книга же позволяет взять одну тему и погрузиться в нее очень глубоко, скажем, в течение шести часов… Человек, когда берет книгу, все-таки уже готов хотя бы полчаса-час сфокусированно поработать. Сделав так 6–7 раз, он прочитал книгу и освоил какую-то новую тему.

Ни один другой носитель не может это обеспечить; соответственно, я хотел донести определенную мысль, я увидел, что лучший носитель для донесения этой мысли — книга. С огромным удовольствием ее написал; написал то, что, как я считал, никто другой еще не написал. Действительно старался убрать вещи, про которые уже есть хорошие книги, и доволен результатом. Эта книга про то, что наша жизнь зависит только от того, что конкретно мы делаем, от наших действий — именно от действий, не от слов, не от намерений, не от мечты или знаний. В конечном итоге книга предлагает гиперфокус на наши действия, может дать абсолютно нам другую траекторию развития и приводит огромное количество аргументов, почему действия решают все.

Беседовал Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья