ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Осмотрительность 4.0: почему важно проверять контрагентов

Андрей Коротков

Андрей Коротков

Директор Управления безопасности «СберСервис»

Все предприниматели и компании взаимодействуют с партнерами, которые могут оказаться недобросовестными. В кризисный период риски возрастают: нестабильность рынка, меньше возможностей для личных встреч, активность мошенников. На данный момент статистика по банкротствам юридических лиц выглядит удивительно: за январь‑сентябрь 2020 года зафиксировано на 19% меньше банкротств, чем за тот же период 2019 года. Но стоит учитывать, что сейчас действует мораторий на подачу кредиторами заявлений на банкротства компаний из списка наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Всплеск ожидается по окончанию моратория — 7 января 2021 года. По данным ФНС России, действие моратория распространяется более чем на 517 тыс. юридических лиц и 1,61 млн ИП. В этих условиях даже базовая проверка контрагентов и должная осмотрительность обретают новую актуальность. По нашему опыту, в среднем 5–10% из потенциальных контрагентов оказываются неблагонадежными уже после первичной проверки. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Сотрудничество с непроверенным контрагентом грозит в первую очередь финансовыми потерями. Очевидно, что вы можете пострадать от срыва сроков, некачественных поставок товаров или услуг, отказа от исполнения обязательств по договору в случае банкротства партнера.

Во-вторых, оно чревато налоговыми разбирательствами и проверками. Согласно действующей с 2017 года статье Налогового кодекса 54.1, организация не может уменьшить налоговую базу и сумму налога, если были искажены факты ее хозяйственной деятельности. Речь идет и о том, что в результате сделки с недобросовестным контрагентом налоговые органы могут привлечь проверяемое лицо к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, начислив организации, помимо недоимки по налогам (НДС, налог на прибыль), пени, а также наложив штрафные санкции за занижение налоговой базы.

В-третьих, нельзя забывать о коррупционных рисках. Если окажется, что компания-контрагент создана закупщиком и продает услуги втридорога, вы как партнер можете стать причастным к нелегальной схеме.

Кроме того, стоит учитывать и вопрос репутации. Если из-за контрагента вам придется самим срывать сроки, нарушать обязательства или оказаться замешанным в коррупционном скандале, не все даже лояльные клиенты и партнеры смогут понять и проявить сочувствие. Вероятность того, что ваш имидж пошатнется, велика.

Не стоит списывать со счетов и санкционные риски, которые могут нанести ущерб не только крупным международным компаниям, но малому и среднему бизнесу, работающим на внешнем рынке. Их игнорирование может привести к нарушению правил OFAC и, как следствие, к внушительным потерям — от штрафов до включения руководства компании в нежелательные списки.

В большинстве случаев вам будет затруднительно доказать непричастность к недобросовестности контрагента. Компания или предприниматель обязаны вести свою деятельность с «должной осмотрительностью», которая сейчас до сих пор не определена законодательно, но интуитивно достаточно ясна. Термин «должной осмотрительности» введен в налоговую практику постановлением пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Указанное постановление, а также вышеупомянутая статья 54.1 НК РФ не содержат четкого определения «должной осмотрительности», но закрепляют необходимость ее проявлять и предпринимать мероприятия по проверке контрагента. Если предприниматель не проявляет «должной осмотрительности», существует риск доначисления налогов со стороны ФНС, речь идет о начислении НДС, который был принят к возмещению из бюджета и налога на прибыль. Данная ситуация возникает тогда, когда ФНС заявляет о сомнительности сделки либо в ходе финансово-хозяйственной операции участвует субъект — так называемая «фирма однодневка»: формальное юридическое лицо, которое участвует в незаконных налоговых схемах либо уклоняется от уплаты налогов.

Аудит контрагентов сейчас возможно проводить не только с помощью платных сервисов, но и используя открытые источники, в частности на основании информации, предоставленной на сайтах государственных органов, таких как (ФНС, ФССП и др.).

Уровень аудита, а также совокупность мероприятий, осуществляемых в целях соблюдения должной осмотрительности при выборе контрагента, предприниматель определяет самостоятельно, поскольку исчерпывающий перечень данных мероприятий законодательно не определен.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья