ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Право

Особенности маркировки рекламы в новой редакции закона

В закон о рекламе снова внесены изменения. С 1 сентября 2023 года штрафные санкции могут коснуться как физических, так и юридических лиц. Как правильно маркировать рекламу и что грозит за несоблюдение новых правок, «Инвест-Форсайту» рассказала юрист по гражданскому праву, член Московской торгово-промышленной палаты и управляющий партнер компании BNP Consulting — Анастасия Подгрудкова.

— Анастасия Дмитриевна, откуда такое повышенное внимание государственных органов к рекламе?

— В части публикаций и маркировки рекламы внесены изменения. Отсюда и повышенный интерес со стороны Федеральной антимонопольной службы, которая следит за исполнением закона. Именно поэтому участники рынка должны как можно внимательнее формулировать рекламные предложения.

К тому же расширился список иноагентов. А это значит, что количество людей и площадок, к которым можно обращаться за рекламой, уменьшилось. Поэтому к поиску таких каналов теперь нужно подходить с особой тщательностью.

— Хорошо. А как правильно рекламировать товар или услуги и при этом не нарушить закон?

— Сегодня закон разделяет рекламу на недобросовестную и недостоверную. Соответственно, чтобы к рекламодателю не было дополнительных вопросов, она должна быть совершено противоположной: добросовестной и достоверной.

— Поясните, пожалуйста, что значит «недобросовестная» и «недостоверная» реклама? Если можно, приведите примеры.

— К недобросовестной относят рекламу, в которой, во-первых, некорректно сравнивают тот или иной продукт с таким же товаром другого продавца.

Например, вы продаете бургеры. Чтобы продвинуть свой товар, распространяете информацию, что ваши фирменные бургеры больше и вкуснее, чем у конкурентов. И если размер бургера еще можно определить, то про вкус сказать объективно уже не получится.

Во-вторых, недобросовестную рекламу выдает содержащаяся в ней информация, которая очерняет честь, достоинство и репутацию конкурента.

Допустим, один ресторан, рекламируя свое заведение, четко называет оппонента, который, по его мнению, использует в приготовлении блюд просроченные продукты. Однозначно такая реклама нарушает требования закона. Плюс ко всему конкуренты могут подать соответствующий иск в суд для защиты своей деловой репутации.

В-третьих, недобросовестной по праву называют рекламу, в которой рекламодатели прячут запрещенный к продвижению продукт, выдавая его за другой. Как правило, товарные знаки таких продуктов очень схожи.

Обычно таким видом недобросовестной рекламы пользуются производители алкогольной продукции известных брендов. Рекламируя, казалось бы, лимонад, рекламодатели привлекают внимание аудитории товарным знаком популярного производителя водки или пива. Поэтому при виде известного всем товарного знака потребители автоматически думают про «заглавный» продукт бренда, а не про рекламируемый товар.

И, в-четвертых, если реклама является актом недобросовестной конкуренции, то ее также смело вносят в список недобросовестных. Для привлечения внимания компания может заявить, что является государственной, то есть 50 или более процентов принадлежит государству. Мало того, что рекламодатель вводит потребителей в заблуждение, так еще и формирует ложное представление о преимуществах рекламодателя перед другими участниками рынка.

Это что касается недобросовестной рекламы. Если говорить о недостоверной рекламе, то законом предусмотрено 20 пунктов, содержащих признаки недостоверной информации. Я не буду перечислять все, обозначу лишь самые ключевые.

Первое. Недостоверной будет считаться реклама, в которой говорится, что тот или иной продукт лучший в своей нише. При этом рекламодатель не приводит соответствующих доказательств.

Второе. Часто рекламодатели пользуются услугами публичных личностей, ссылаясь на их отзыв. Но должна быть именно подтверждающая ссылка. Если такой нет, а есть лишь упоминание известного человека, то это неправильно.

И третий, тоже очень важный, признак недостоверной рекламы — ложная информация о закрытии магазина. Ничего плохого нет в скидках перед ликвидацией товара. Но только если магазин действительно закрывается. В противном случае это незаконно.

Вот самые основные признаки, как не нужно рекламировать свой товар или услугу. Ну, если, конечно, рекламодатель не хочет впоследствии быть привлеченным к ответственности.

— А что грозит рекламодателю за несоблюдение закона? Какие типы ответственности предусмотрены?

— Как я уже сказала, за соблюдением норм закона о рекламе следит Федеральная антимонопольная служба. Если рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель нарушил требования закона, то его привлекут к административной ответственности в виде наложения штрафа. Для граждан штраф варьируется от 2 до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тысяч рублей, ну а юридические лица, в случае неисполнения закона, должны будут заплатить от 100 до 500 тысяч рублей.

— Что может повлиять на размер штрафа?

— На самом деле сумма штрафа зависит от нескольких факторов. Важную роль играют характер нарушения, личность виновного, имущественное и финансовое положение лица и так далее.

В исключительных случаях штраф для юридического лица может быть снижен до 50% от минимального размера штрафа, установленного конкретной статьей. При этом минимальный размер санкций за конкретное нарушение должен быть не менее 100 тысяч рублей. Такие случаи могут быть связаны с имущественным и финансовым положением юридического лица или с характером правонарушения, а также поведением привлекаемой к ответственности компании.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья