ENG

Перейти в Дзен
В мире, Мнение

Остановить нефтяной горшочек

«Горшочек, не вари!» — такими словами в немецкой сказке незадачливой девочке следовало останавливать горшочек каши, варивший без остановки. Сказка детская. Но американские власти остро нуждаются в её волшебстве: они хотели бы, чтобы мировые цены на нефть перестали «варить», то есть повышаться. Как их остановить? Почему они вообще растут и куда это приведет «развитые экономики», которые мы привыкли именовать словом «Запад»?

Железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки нефти и топлива у Афипского нефтеперерабатывающего завода в Краснодарском крае. Виталий Тимкив / РИА Новости
Железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки нефти и топлива у Афипского нефтеперерабатывающего завода в Краснодарском крае. Виталий Тимкив / РИА Новости

Отвечая на вопрос о природе высокой инфляции в США и остальном мире, Джо Байден недавно сказал:

«Если вы посмотрите на цены на газ или нефть, то это является следствием того, что Россия и страны ОПЕК отказались качать больше нефти». 

Ответ актуальный. Средняя цена бензина в США на 1 ноября составила $3,74 за галлон, что соответствует примерно $1 за литр топлива. Аналитики сообщают: это рекорд с 2014 года, когда мировые цены на нефть были выше — в июне 2014 года баррель нефти марки Brent стоил около $115. В начале ноября цена барреля нефти этой марки была выше $80, но далеко от отметки в $90.

Нефть на $25 дешевле уровня прошлого пика. Она близка к локальному пику 2018 года. Но она все еще кажется далекой от заветного для многих уровня в $100 за баррель. Этот результат недавно пообещал президент России Владимир Путин, что породило бурную дискуссию среди политиков, правда, больше похожую на попытки оспорить подобную возможность. Между тем аналитики российского Института нового общества предупреждают: ценам на нефть предстоит расти еще долго, а подняться они должны высоко, оказавшись в зоне $200–300 за баррель, то есть вдвое превысив исторический ценовой пик 2008 года в $145 за баррель.

Естественно, это не план ближайших месяцев. Это цели рынка, продиктованные обстоятельствами, которые так не хочет называть президент США.

Еще в сентябре галлон бензина стоил в США $3,5. В октябре цены далее двинулись вверх. Американские граждане принялись ворчать на «не ту» и «не такую» политику Белого Дома, тогда как Байден принялся искать решение. Его команду вообще беспокоит глобальная инфляция, или «сырьевой кризис», как уже начали с некоторым упреждением событий называть новую ситуацию европейские и североамериканские экономисты. По их мнению, дело пахнет повторением кризиса 1973–1982 года с его высокими ценами и многим иным, чему нет никакой возможности противопоставить высокие ставки центральных банков. В разгар той поры ФРС годами держала эффективную ставку выше 10%. В 1981 году ставка была поднята даже до 16,38%.

Высокая ставка ФРС ограничила разрушительный эффект сырьевого кризиса, хотя спад производства был очень велик. Росла и безработица. В своем недавнем ответе на вопрос о причинах инфляции Байден сказал: виноваты страны-экспортеры энергоресурсов и Россия. Но что ответил бы глава американского государства на вопрос о том, почему США не поднимут ныне ставку с 0–0,25% хотя бы до 12–15%? Разве не настало время ударить по инфляции? Разве эта стратегия не доказала своей продуктивности, приведя в 1980-е годы к притоку капиталов на американский рынок ценных бумаг, недвижимости и на банковские счета? Вопрос настолько болезненный, что едва ли американские журналисты помышляют его задать.

Впрочем, ситуация прозрачна, и неважно, кто осмелился бы ответить на этот вопрос в американских «верхах». Честный ответ гласил бы: если мы примем решение о большом повышении ставки, все рухнет, случится крах фондового рынка, дефолт правительства, так как по такой ставке долг в $28 трлн станет немыслимо обслуживать. При ставке ФРС в 15% только на проценты по этому долгу ежегодно потребуется $4,2 трлн. При ставке нормального уровня, составляющей 7,5%, расходы на обслуживание долга будут около $2,1 трлн. Это неподъемные суммы. Они обанкротят правительство США или потребуют немедленного огромного заимствования только на покрытие процентов, поскольку в ином случае — дефолт.

Федеральный бюджет США на 2021 год, представленный Конгрессу в начале 2020 года, составил $4,8 трлн. Его дефицит удалось тогда сократить до $966 млрд. Проект бюджета США на 2022 финансовый год, который начал исполняться с 1 октября 2021 года, предполагает увеличение расходов до $6 трлн. Доходы бюджета должны составить $4,15 трлн, это с учетом повышенных налогов для крупного бизнеса. По итогам 2020 года дефицит федерального бюджета США превысил $4 трлн. Несмотря на обещанное ФРС в 2021 году сокращение расходов на выкуп проблемных и потенциально проблемных ценных бумаг, эти расходы обещают еще долго оставаться высокими и тем генерировать инфляцию.

Стратегия американского правительства и ФРС: ни в коем случае не дать упасть фондовому рынку в США. Падение способно колоссально расшириться, а борьба с кризисом в США с 2008 года строится на том, чтобы избегать потерь экономики по его вине и тем замораживать её проблемы. Именно этот подход породил новое повышение мировых цен на сырье и продовольствие в 2020–2021 годах. Помогли делу и лишенные публичности траты ФРС, по которым этот «центробанк центробанков» не отчитывается перед правительством США.

Байден не может ни требовать повышения ставки ФРС, ни мечтать о снижении государственного долга и исчезновении дефицита федерального бюджета. Ему остается искать внешние источники снижения инфляции, грозящей в товарном выражении обесценить доллар и поднять вес новых индустриальных лидеров — не постиндустриальных, а более всего производственных экономик. Власти США справедливо видят защиту в возможном перепроизводстве углеводородов. Потому Байден и попросил Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти. Если хрупкое равновесие спроса и предложения будет нарушено, цены упадут, а в США могут устремиться встревоженные капиталы. Инфляция станет ниже, а главное, не нужно будет применять невозможный ныне рецепт повышения ставки ФРС. Однако все это фантазии американской элиты.

Саудиты не стремятся к обвалу еще только начавших восстанавливаться цен на углеводороды. Не заинтересованы в этом и другие страны ОПЕК+; снятие санкций с Ирана и рост поставок нефти с его стороны едва ли перевернет рынок — лишь притормозит рост. Сами США едва ли выиграли бы что-то от нового серьезного падения на рынках. Ничего такое развитие событий не дало бы Англии, ЕС и Японии. Старые лидеры мировой экономики не имеют ныне средств остановить восхождение мировых цен на сырье и продовольствие, тем более что вся их финансовая и экономическая политика работает на этот процесс — в огромной мере создает его. Низкие ставки центральных банков и огромные расходы на обслуживание долгов, в случае ЕС — еще и «зеленые» эксперименты с энергетикой, будут повышать дороговизну.

Девальвации западных валют, случись они в 2020 году, что требовало отпустить биржи в свободное падение, могли бы сделать экономики старых центров капитализма сильнее. Но цены поднялись бы сразу. На такой путь элиты не решились; теперь глобальная инфляция и «сырьевой кризис» растянутся на много лет. Только это не будет кризис. Это будет подъем.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья