В современных компаниях распространены ситуации, когда сотрудники получают сторонний доход за счет различных «серых» схем. Наиболее часто встречающимися типами «левого», «серого» заработка принято считать т.н. «откаты». Причиной такого деструктивного поведения сотрудников чаще всего является неудовлетворенность своим доходом, личные обиды на руководство, а также чрезмерные амбиции. Так или иначе, количество злоупотреблений в бизнесе растёт, ряд компаний даже закладывает в бюджет предприятия убытки от подобных действий. Одно дело, если это убытки от каких-нибудь банальных несунов бумаги из бухгалтерии или слившего и без того известную конкурентам базу менеджера. Совершенно другая ситуация возникает, когда снабженцы осуществляют закупку дорогого оборудования по ценам на 10-15% выше рынка, оттого что с ними поделится контрагент.
Так, согласно информации мониторинг-сервиса «Стахановец», более 90% компаний регулярно имеют дело с противоправным использованием корпоративных ресурсов для личного обогащения сотрудников. Сегодня возможность присвоить себе доходы компании или заработать на ней в обход руководства существуют у сотрудников большинства крупных структур, таких как отдел логистики, склад, производство, отдел продаж, снабжение. Ниже я опишу несколько типичных схем для каждой из них и объясню, по каким признаком можно легко выявить откатчика.
«Михалыч»: портрет менеджера-откатчика
Сотрудники, которые грешат такого рода заработком, в отличие от банальных несунов и тех, кто продает базы за $100, чаще представляют собой лояльных к руководству респектабельных сотрудников, которые знают, где и сколько «выпилить», «отхватить» и кто из контрагентов может внушительно откатить. Несуны и сливальщики баз — это, как правило, недалёкие, ушлые представители офисного планктона, у которых банально не хватит интеллекта для среднестатистического распила. По этой причине искать откатчиков у подножия карьерной лестницы следует в последнюю очередь. На откатах толстеет «рыба» покрупнее: обычно это менеджеры среднего звена на ответственных (ключевых) должностях, сотрудники с правом подписи и представители топ-менеджмента компании.
Я этих людей называю ласковым словом «Михалычи». Как правило, это сотрудники со сравнительно высокими показателями — те, на которых «все держится» и без которых «нельзя обойтись», по заверениям их непосредственных руководителей. Совершенно естественно, что это люди, которые хорошо ориентируются в производственных, логистических и иных процессах. Совершенно естественно, что они умело замыкают насыщенные ресурсами процессы на себе и становятся «незаменимы»! Руководство таких людей ценит главным образом за лояльность к любым решениям.
Лояльность — обманчива, так как решения, с которыми «согласен» «Михалыч», будут либо тихо саботировать, либо отменять под благовидным предлогом. Основной принцип «Михалыча»: «жри глазами начальство» и создавай видимость активной деятельности на благо «родной компании». Такое поведение не вызывает особенных подозрений, особенно в случаях, когда часть деятельности действительно направлена на интересы компании и приносит ей пользу. Полезные деяния таких сотрудников легко узнаются: как правило, они не требуют стахановских усилий или, вытекая из повседневной деятельности «Михалыча», случайно становятся особенно полезными (прибыльными).
При всей кажущейся эффективности работы «Михалычей», именно они будут самыми первыми противниками любых изменений и реорганизаций. Особенно если начнут изменяться процессы, прямо затрагивающие их сферу интересов. Противодействие этих людей под любыми предлогами будут встречать попытки сделать процесс более открытым, прозрачным и понятным. Такие ситуации легко и ненавязчиво выявляются на стратегических сессиях, отчего «Михалычи» их особенно не любят.
На основании своей практики мне удалось вывести концепцию «треугольник мошенника», которая демонстрирует условия, необходимые для превращения сотрудника в «Михалыча».
Вершинами треугольника являются «Желание», «Возможность», «Оправдание». Как только сотрудник подвергается воздействию всех трёх факторов — возникает риск появления откатов и иных схем присвоения корпоративных ресурсов.
Снабжение
Подавляющее большинство откатных технологий связано со снабжением: в прицеле мошенников — отделы закупок, обеспечение средствами производства и тому подобные структурные единицы. Именно в этой сфере проще оправдать выделение крупного бюджета под какой-нибудь избыточный продукт, который может, например, увеличить производительность и КПД сотрудников. Если сотрудник достаточно умен, он постарается поймать откат на закупке действительно полезного и эффективного оборудования или материалов, дабы не возникло подозрения. У руководства создастся иллюзия эффективности деятельности сотрудника, хотя на самом деле часть ресурса попадает тому в карман.
Особенно велика опасность утечки средств через снабженцев в ситуациях, когда руководство слабо разбирается в стоимости приобретаемого оборудования, материалов и т.п. Как правило, откатные схемы можно относительно безопасно применять в ситуациях, где стоимость продукции варьируется в очень широком диапазоне: есть множество производителей и поставщиков предполагаемой закупки, при этом критерии качества закупаемых продуктов (критерии проведения тендера) туманны или вообще определяются самим «Михалычем».
Отделы логистики
Еще одним крупным источником утечек являются отделы логистики. Складская и транспортная логистика позволяет сравнительно незаметно распилить внушительные суммы за сравнительно небольшое время. Под подозрение в логистике попадает все, начиная от топливных расходов собственных служб доставки и заканчивая аутсорсингом по транспортировке продукции. Оригинальные схемы возможны с упаковочными расходами, в ситуациях с обеспечением условий хранения и перевозки. Например, когда в компании, торгующей рыбой, вместо дешевого изотермического полуприцепа используется дорогой авторефрижератор. При этом норма, предписывающая так делать, разработана логистом, которому откатывают транспортники, получающие больше прибыли.
Склады
Склады по откатным и прочим мошенническим схемам на иных предприятиях могут составить конкуренцию не только логистам, но и снабженцам. Более того, складские «Михалычи», как правило, в доле у коллег из снабжения или логистики, если схема касается их. Уже ставшие нарицательными усушка, утруска и повреждение упаковки — обычно лишь верхушка айсберга в складской подноготной. Кроме того, существуют варианты складских откатов при заказе систем автоматизации склада, на которые крупные ритейлеры выбрасывают порой невменяемо большие суммы при незначительном увеличении КПД и почти полном сохранении штатного состава сотрудников. Подобная ситуация всегда должна привлекать внимание руководства или собственника.
Производство
Печальный опыт производственных гигантов советской эпохи говорит, что чем крупнее производство, тем больше способов злоупотреблять. Производство при достаточном количестве «Михалычей» может превратиться в гигантскую «черную дыру», пожирающую активы компаний, многомиллионные инвестиции с минимально допустимой прибылью или вовсе без нее (при недальновидности и наглости мошенников).
Отделы продаж
Пожалуй, наиболее сложные и незаметные схемы применяются именно в продажах. В данном случае, как правило, используются программы лояльности, акции и всевозможные скидки для корпоративных клиентов. Одна из схем, когда сотрудник компании с развитой системой лояльности создает фиктивное предприятие, которое проводит посреднические сделки, сначала даже без прибыли. Получив статус постоянного клиента, фирма-прокладка во главе с «Михалычем» может предлагать новым клиентам продукты (услуги) основной компании уже со скидкой, которую пилят между собой клиент и «Михалыч». Такого рода схем тысячи — их особенности зависят от конкретной компании.
Итог
На основании практического опыта я делаю вывод: эффективность выявления «Михалыча» зависит от компетенции того, кто выявляет и возможности определить наличие вершин «треугольника мошенника» (желания, возможности и оправдания). Очевидно, что «Михалычи» будут сторониться перемен, оптимизации и прозрачности. На якобы «беспричинном» консерватизме их легче всего заподозрить, не прибегая к длительному изучению процессов. Самые эффективные способы противодействия таким явлениям — обеспечение сотрудников достойной оплатой труда и стимуляция вовлечения менеджеров в жизнь компании как единого целого. Именно эти два условия снижают вероятность появления мотива для откатных злоупотреблений.