ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Откуда студенческие стартапы берут деньги

Путь современного стартапа понятен: на свои средства создать прототип продукта, выступить с питчами перед инвесторами или бизнес-ангелами, пройти акселерационную программу или договориться о пилоте с корпорацией. Но у студенческих проектов возможностей гораздо меньше. Крупным компаниям или профессиональным инвесторам не очень выгодно поддерживать студенческие проекты. Считается, что у молодых людей еще мало опыта, чтобы создать успешный продукт и справиться с проблемами масштабирования. К тому же студентам (от бакалавров до аспирантов) из-за учебы может не хватать времени на полноценную работу над проектами. Но возможности у молодых предпринимателей все равно есть.

Куда идти за финансированием

Конкурсы 

Участие в конкурсах для молодых ученых и предпринимателей — реальный шанс получить финансирование проекта. Гранты за победу в них обычно выдаются на безвозвратной основе, поэтому молодые предприниматели могут рисковать и не бояться ошибиться.

Например, участвовать можно в конкурсе «Технократ», он проводится на площадке РОСНАНО в рамках программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям (группа ВЭБ.РФ). Организаторы ищут проекты по нескольким направлениям (цифровые технологии, медицина и технологии сбережения здоровья, новые материалы и химические технологии, новые приборы). Победители получают грант в 500 тысяч на развитие стартапа. Подать заявку могут аспиранты и студенты технических вузов, молодые ученые и научные сотрудники от 18 до 30 лет. Но есть и ограничения, например: победить в нем можно только один раз.

Акселераторы для студентов

Большая часть акселераторов сегодня ищет проекты на поздней стадии развития, уже имеющие первые продажи или хотя бы минимально работающий продукт (MVP). Но некоторые программы для стартапов прямо заявляют, что работают со студентами и, соответственно, требуют меньшей проработанности проекта.

Для начинающих предпринимателей это хороший вариант, потому что акселерационные программы пусть и не гарантируют инвестиции, зато обучают всему необходимому: помогают определить целевую аудиторию, сформулировать позиционирование и выстроить бизнес-модель. В общем, обучают тому, для чего у студентов зачастую не хватает опыта. Правда, таких акселераторов пока немного. Стоит обратить внимание на новый проект «Сбера» SberStudent (для студентов, аспирантов, научных сотрудников институтов и университетов) или на бизнес-ускоритель новосибирского технопарка «А:СТАРТ».

Стипендии и гранты

Получить средства на развитие проекта можно в формате стипендии для талантливых студентов. Конкуренция среди участников обычно высокая, но собственный проект (в идеале — с инновационной составляющей) будет хорошим подспорьем для победы.

Стипендии выделяют разные организации: и некоммерческие фонды, и крупные компании. Так, инновационным проектам готовы помочь Фонд поддержки молодых ученых имени Геннадия Комиссарова (к примеру, выделить до 200 тысяч рублей на оборудование) или программа от Альфа-банка «Альфа-Шанс» (до 300 тысяч на стажировку, оборудование или запуск проекта).

Как получить поддержку

  1. Внимательно изучите требования заявки.

Может показаться слишком очевидным, но многие проекты не получают финансирование только потому, что небрежно заполнили заявку и не смогли грамотно рассказать о себе. Так что жалеть времени на оформление анкеты и описание продукта не стоит. Лучше потратить время и выиграть в одном конкурсе, чем подать десять заявок впустую.

  1. Сформулируйте свои сильные стороны.

От студенческого проекта ждут примерно того же, что от стартапа, пусть даже с меньшей степенью проработки: новую технологию, понимание рынка, конкурентов и потребностей целевой аудитории. Перед написанием заявки важно проанализировать все эти вопросы и сформулировать, для кого вы делаете свой продукт и какую пользу можете принести.

  1. Подготовьте рекомендательные письма.

Взгляд со стороны поможет экспертам конкурсов и грантов поверить в проект. Автором рекомендательного письма может стать ученый (к примеру, научный руководитель или специалист в области, в которой развивается стартап), но еще лучше будет смотреться отзыв от представителя рынка.

С технологией можно познакомить потенциального потребителя — и попросить его подтвердить, что разработка действительно будет востребована в компании. Получением такого письма лучше заняться заранее: некоторые программы (например, «Технократ») просят предоставлять официальные письма, а их могут готовить не один день.

Возможностей для студенческого стартапа на самом деле не так мало, как может показаться на первый взгляд. Хотя средств, которые может получить такой проект, может быть и недостаточно для развития действительно сложной наукоемкой технологии, гранты и призы в студенческих конкурсах будут хорошим стартом для многих перспективных проектов.

Автор: Анастасия Сухарева, специалист отдела технопредпринимательства АНО «еНано» и координатор конкурса «Технократ»

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья