ENG
Добавить в избранное
Право

Ответственность за незаконное использование товарного знака

Регистрация обозначения, используемого для индивидуализации товаров и услуг, в качестве товарного знака позволяет получить своему правообладателю монополию на использование данного обозначения. Однако данная монополия не ограничивается использованием, она позволяет решать судьбу обозначения — отчуждать, передавать по наследству и пр., а также запрещать иным лицам использовать обозначение. При этом отсутствие запрета не считается согласием, то есть правообладатель не обязан где-либо сообщать и/или уведомлять, что его товарный знак нельзя использовать, это само собой разумеется.

Руслан Кривобок / РИА Новости

Для использования товарного знака нужно получить согласие у его правообладателя. Использование товарного знака без разрешения на то его правообладателя является незаконным и может повлечь гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. При этом нарушением права правообладателя на товарный знак признается не только использование полностью совпадающего обозначения, но также сходного с ним.

Рассмотрим подробнее каждый из видов ответственности, который может наступить в случае нарушения монополии правообладателя.

Гражданско-правовая ответственность

Статьей 1515 Гражданского кодекса РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование товарного знака.

Нарушение исключительного права на товарный знак может выражаться, например, в:

  • несанкционированной маркировке товаров, в том числе на этикетках или упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;
  • указании товарного знака на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • незаконном использовании товарного знака при выполнении работ, оказании услуг;
  • использовании товарного знака без согласия правообладателя в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • незаконном использовании товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Правообладатель товарного знака вправе требовать:

  • изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров,
  • удаления товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения с материалов, которыми сопровождалось выполнение работ и оказание услуг, в том числе с документации, рекламы и вывесок,
  • возмещения убытков или
  • выплаты компенсации:
    • в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.,
    • в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости лицензии на товарный знак.

Ключевое отличие компенсации от убытков в том, что в первом случае не нужно доказывать причиненные убытки, определять их размер. С другой стороны, в отличие от возмещения убытков, размер компенсации ограничен (см. выше).

Дело № А19-14907/2018 о взыскании компенсации. Заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании фиксированной компенсации за незаконное использование его товарного знака в размере 100 тыс. рублей, а также судебных расходов. Суд не установил основания для снижения компенсации и удовлетворил требования заявителя в полном объеме.

Дело № 33-1779/2019 о взыскании компенсации. Заявитель обратился в суд с заявлением о  взыскании компенсации, равной двукратному размеру стоимости товаров, на которых незаконно был размещен его товарный знак. Судом требования заявителя были удовлетворены и вынесено решение о взыскание за незаконное использование товарного знака с нарушителя 11 867 064 рублей.

Если вы выявили нарушение исключительного права на ваш товарный знак, то для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности необходимо обратиться в арбитражный суд. При этом до предъявления иска о возмещении убытков или выплате компенсации обязательно предъявление правообладателем претензии.

Иск о возмещении убытков или выплате компенсации может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа на нее в 30-дневный срок со дня направления претензии.

Претензия составляется в свободной форме и имеет следующую структуру и содержание:

  1. Сведения о правообладателе — отправителе претензии;
  2. Сведения о нарушителе — получателе претензии;
  3. Информация о товарном знаке и доказательства принадлежности прав на него правообладателю (приводится само обозначение, номер свидетельства, дата приоритета, срок действия, товары (услуги), для которых охраняется товарный знак, к претензии следует приложить копию свидетельства на товарный знак);
  4. Описание нарушения (если нарушение произошло в сети Интернет, то приводятся в т.ч. ссылки на соответствующие страницы сайта, их скриншоты (последние следует зафиксировать для возможного последующего предъявления в суд);
  5. Аргументированное со ссылками на действующее законодательство обоснование сходства товарного знака правообладателя и обозначения, используемого нарушителем, а также однородности товаров и услуг, для которых зарегистрирован и охраняется товарный знак и использовалось обозначение нарушителем;
  6. Требования правообладателя, которое может включать не только требование о компенсации, но также прекращении нарушения (удалить товарный знак или сходное с ним обозначение с сайта и т.п. );
  7. Уведомление о том, что в случае отказа от добровольного выполнения требований, правообладатель обратится в суд и т.д. 

К претензии прилагается копия свидетельства на товарный знак, а также доказательства нарушения (напр., скриншоты страниц сайта и пр.).

Важность соблюдения досудебного порядка и грамотного составления претензии ярко демонстрирует дело №А81-6638/2018, в котором Газпром обратился к обществу с требованием о прекращении нарушения и выплате компенсации за незаконное использование принадлежащих ему товарных знаков: «» по свидетельству РФ на общеизвестный товарный знак № 30 и «» по свидетельству РФ на товарный знак № 228275.

Исковое заявление Газпрома в части взыскания компенсации было оставлено без рассмотрения по причине несоблюдения досудебного порядка. При этом суд отметил: согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

На основании п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ, в случае, если правообладатель и нарушитель исключительного права являются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и спор подведомствен арбитражному суду, до предъявления иска о возмещении убытков или выплате компенсации обязательно предъявление правообладателем претензии.

При этом иск о возмещении убытков или выплате компенсации может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа на нее в тридцатидневный срок со дня направления претензии, если иной срок не предусмотрен договором.

Направив нарушителю требование о пресечении неправомерных действий и о намерении обратиться за судебной защитой, общество «Газпром» в разумные сроки в суд не обратилось.

Желая реализовать свое намерение по взысканию с ответчика денежной компенсации, истец должен был исполнить требование ч. 5 ст. 4 АПК РФ и п. 5.1 ст.1252 ГК РФ и направить в адрес ответчика претензию, из содержания которой можно однозначно установить, за какое правонарушение, в какие сроки и в каком размере (либо по какому правовому основанию и в каких пределах) общество «Газпром» требует выплатить ему компенсацию, поскольку только претензия с таким содержанием могла обеспечить менее затратное и формализованное в сравнении с судебным процессом разрешение спора.

Поскольку такой документ в материалы дела не был представлен истцом, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о несоблюдении общество «Газпром» обязательного досудебного претензионного порядка урегулирования спора, что в силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ является основанием для оставления иска без рассмотрения.

Также в последующем судами было отмечено, что конкретный размер компенсации указывать в претензии не требуется (см., например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30 августа 2017 г. № С01-728/2017 по делу N А36-4979/2017, п. 10 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).

Административная ответственность

Административная ответственность предусмотрена ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ, согласно которой незаконное использование чужого товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров влечет наложение административного штрафа в размере:

  • от 5 до 10 тыс. руб. для физических лиц,
  • от 10 до 50 тыс. руб. для должностных лиц,
  • от 50 до 200 тыс. руб. для юридических лиц,

с конфискацией товаров, незаконно маркированных товарным знаков, а также материалов и оборудования для их производства, иных орудий для совершения административного правонарушения.

Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров, влечет наложение административного штрафа, кратного стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения:

  • для физических лиц — двукратным (но не менее 10 тыс. руб.),
  • для должностных лиц — трехкратным (но не менее 50 тыс. руб.),
  • для юридических лиц — пятикратном (но не менее 100 тыс. руб.),

с конфискацией товаров, незаконно маркированных товарным знаков, а также материалов и оборудования для их производства, иных орудий для совершения административного правонарушения.

Протоколы об административных нарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), таможенных органов, а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор) (ст. 28.3 КоАП РФ).

В деле № А63-10195/2014 было рассмотрено заявление Минераловодской таможни о привлечении индивидуального предпринимателя Гончаренко Татьяны Юрьевны к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ.

Таможенный орган в своем заявлении ссылается на использование индивидуальным предпринимателем товарного знака, сходного до степени смешения с товарным знаком, принадлежащим компании «Хеппи Бэби Прожект Лимитед».

Судом было установлено, что индивидуальным предпринимателем была подана декларация, а также представлены к таможенному оформлению и контролю товары с нанесенным обозначением, сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком «HAPPY BABY» (свидетельство № 479237).

Таким образом суд установил наличии правовых оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.10 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей с конфискацией арестованной контрафактной продукции.

Для защиты прав в административном порядке можно обратиться также в антимонопольный орган. Так, положениями главы 2.1 «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак (ст. 14.4) и запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (ст. 14.6).

Своевременно выявить и пресечь ввоз контрафактных товаров позволит внесение товарного знака в Таможенный реестр. Таможенные служащие незамедлительно уведомят вас о выявленном контрафакте, что позволит оперативно предпринять меры для защиты. Что подтверждается приведенным выше примером.

Уголовная ответственность

В соответствии со ст. 180 Уголовного кодекса РФ незаконное использование товарного знака влечет уголовную ответственность, если это деяние было совершено неоднократно (т.е. два и более деяний) или причинило крупный ущерб (таковым признается ущерб на сумму более 250 тыс. руб).

Наказание может быть назначено как в виде штрафа в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы/иного дохода осужденного за период до двух лет, так и обязательными, исправительными, принудительными работами, либо лишением свободы со штрафом до 80 тыс. руб. или в размере дохода за 6 месяцев.

Также предусмотрена ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки (латинской буквы R или латинской буквы R в окружности) в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Те же преступления совершенные группой лиц, предусматривают более суровые последствия.

Таким образом, в зависимости от характера нарушения лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Заключение

Регистрация товарного знака позволяет его правообладателю воспользоваться различными способами защиты, которые отсутствуют у владельцев незарегистрированных обозначений.

Однако стоит понимать, что суд будет учитывать и вашу добросовестность, и намерения при попытке привлечь нарушителя к ответственности, в частности взыскать с нарушителя компенсацию. Так, некоторые недобросовестные приобретатели товарных знаков (именуемые как «патентные тролли») регистрируют их исключительно с целью последующего предъявления исков. Судебная практика выработала методы борьбы с такими недобросовестными правообладателями.

Суды признают злоупотреблением правом действия лиц, связанные с регистрацией товарных знаков исключительно с целью взыскания компенсации с других участников экономической деятельности (ст. 10 ГК РФ), так как основной функцией товарного знака (знака обслуживания) является индивидуализация товаров (услуг).

Например, в деле № А28-5685/2017 было отказано в удовлетворении требований Ибатуллина Азамата Валерьяновича о взыскании компенсации за незаконное использование зарегистрированного им товарного знака, так как Ибатуллину не удалось доказать использование товарного знака, ставшего предметом спора.

Однако иногда отказы во взыскании компенсации связаны и с неправильной оценкой сходства обозначений или определением однородности товаров и услуг. Здесь важно учитывать, что сходство должно приводить к смешению. При этом действующее законодательство не запрещает регистрировать полностью одинаковые знаки для разных областей деятельности. Исключение составляют общеизвестные товарные знаки, охрана которых может распространяться и на неоднородные товары и услуги. Также отказы могут быть связаны с тем, что как такого использования не было, а имело место упоминание товарного знака.

Так, судом по делу № А40-81716/17 было вынесено решение об отказе в выплате компенсации заявителю, ссылающему на незаконное использование схожего с его товарным знаком и фирменным наименованием обозначения, так как судом действия ответчика не были квалифицированы как незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности.

Когда знак полностью скопирован и деятельности совпадают, сомнений в нарушении нет, но когда есть отличия, то здесь необходимо оценка. Для правильной оценки ситуации и составлением претензии следует обращаться к профессионалам, поскольку успех разрешения дела в суде напрямую зависит от правильного определения характера нарушения и соблюдения досудебного порядка.

Автор: Данила Бравый, собственник компании «Знаки Эксперт»


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья