Увеличение денежной массы, пресыщение потреблением в развитых странах, sharing-экономика — все это изменило потребительское поведение и предпочтения инвесторов. Они стали охотнее вкладывать в компании, которые умеют убеждать в своих перспективах. Сегодняшняя ситуация говорит о том, что для компаний, выходящих на IPO, приходит время продавать не свое настоящее, а ожидания от своего будущего. Можно сказать, сейчас перспективы компании — это уже новый товар.
Сегодня рост в бизнесе — не главное. Главное — капитализация.
Tesla производит меньше всех машин, а стоит как весь автопром. На сегодняшний день акции Tesla оцениваются в $670 за штуку. В базовом сценарии фонда Ark Invest к 2025 году акции повысятся в цене до $3000. А при оптимистичном сценарии рост за ценную бумагу может достичь $4000. В этом случае капитализация составит $4 трлн. Учитывая количество акций в обращении, электромобильная компания будет стоить практически $3 трлн. Это значит, потенциал роста акций составляет приблизительно 347%. Прогнозы Ark Invest основаны на ожиданиях от будущего. Инвесторы предполагают, что в скором будущем все авто будут ездить на электричестве.
Спустя более века после его изобретения электромобиль все больше завоевывает популярность. Германия стремится к 2022 году иметь на дорогах 1 млн электромобилей (EV); США строят одну из крупнейших в мире сетей зарядки электромобилей; а Великобритания, Норвегия, Индия и Китай объявили, что планируют полностью прекратить продажи традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в ближайшие пару десятилетий.
Что касается корпоративного сектора, Volkswagen недавно заявил, что намерен потратить более $36 млрд на инициативы в области электронной мобильности в течение следующих четырех лет, а к 2029 году он построит и продаст около 26 млн электромобилей. Northvolt, крупный шведский производитель аккумуляторов для электромобилей, аккумуляторов энергии и других промышленных применений, планирует построить примерно в три раза больше заводов, чем планировалось изначально. А Harley-Davidson, икона в своей области, недавно выпустила первый электрический мотоцикл.
Прогнозируемая революция электромобилей в следующем десятилетии, ожидается, вызовет бум продаж. Многие рассчитывают, что их следующий автомобиль будет электрическим, и более чистые автомобильные технологии становятся ключевым аргументом в пользу электрокаров. Новые данные глобального опроса потребителей Statista показывают: электромобильность является главной характеристикой потенциальных покупателей автомобилей.
Так с помощью открывающихся перспектив и возможностей производители электромобилей убеждают своих инвесторов и получают наибольшую капитализацию уже сегодня.
То же самое происходит с Uber. Компания продает инвесторам будущее с автомобилями без водителей и обещает, что выход беспилотников на рынок ожидается уже через несколько лет. В декабре 2020 года Uber проанонсировала стратегическое партнерство с Aurorа, стартапом из Кремниевой долины, согласно которому Aurora возьмет на себя разработку беспилотников, а Uber будет лицензировать ее разработки. Партнерство позволит ускорить процесс запуска технологии и приблизить «момент истины».
Второе ожидание от будущего, которое продает Uber, — роботизированная доставка, которая устраняет сам автомобиль, делая доставку стабильной и доступной для всех. Эти два обещания — беспилотные автомобили и роботизированная доставка — новый товар Uber, за который уже сейчас охотно платят инвесторы, несмотря на то что компания является убыточной.
У SpaceX — нет роста, есть правильное внедрение технологии. На Марс мы не полетим сейчас, полетим в будущем, а капитализация уже сейчас огромная. В феврале этого года SpaceX удалось привлечь $850 млн при цене $419,99 за акцию, увеличив капитализацию компании до $74 млрд. Ожидания от будущего SpaceX — запуск многоразовой ракеты Starship, которая транспортирует на Марс и Луну около ста человек и одного миллиона тонн грузов, необходимого для колонизации.
«Единорог» Telegram привлек более $1 млрд, продавая инвесторам ожидание от будущего, в котором в мессенджере можно будет сделать коммерческий продукт и получить прибыль.
Криптовалюта поднимает раунды, потому что есть ожидание, что когда-то она станет полноценной валютой. 9 марта капитализация биткоина впервые за всю его историю перевалила за отметку в $1 трлн. Крупнейшая криптовалюта по рыночной капитализации выросла более чем на 100% с начала года. Рыночная капитализация всех цифровых валют в обращении поднялась с $1,3 трлн до $1,6 трлн.
Виртуальная реальность в игровой индустрии увеличивает свою капитализацию, продавая инвесторам будущее, в котором виртуальный мир равноценен реальному.
Например, компания Unity сейчас занимает большую часть рынка разработки AR/VR — на базе платформы компании разрабатывается более 60% виртуального контента. В прошлом году Unity удалось показать впечатляющие финансовые результаты: выручка выросла на 39% — до $220 млн, превысив консенсус на $16 млн. В совокупности за 2020 год компания заработала доход в размере $772 млн, что на 43% выше показателя предыдущего года.
По оценкам IDC, мировые расходы на AR/VR в 2019 году составляли $10,5 млрд и продолжат расти, достигнув $100 млрд к 2023 году. На программное обеспечение и услуги приходится около трети этой суммы.
Ожидания от будущего — товар, у которого есть ограничения по времени и географическому охвату. Ограничение по времени реализовано через рынок ценных бумаг, а географических охват определен странами, где инвесторы активно интересуются технологиями будущего. Эти инвесторы, как правило, из стран, где экономика развита. Страны третьего мира об этом пока не думают.