ENG
Аналитика, Инвестиции, Мнение

Ozon выходит на IPO

Андрей Логинский

Андрей Логинский

CEO Strategic Advisory Services

1 октября WSJ сообщила, что электронная компания Ozon, которую часто считают российской Amazon.com, готовится к первичному публичному размещению акций (IPO) в США. IPO планируется провести либо позднее в 2020 году, либо в первом квартале 2021 года. Подача заявки в SEC рассматривается как очень позитивный ход для российского онлайн-ритейлера, который «выиграл от пандемии COVID-19», особенно в части удовлетворения потребностей покупателей по доставке товаров на дом.

Аналитики прогнозируют, что компания может быть оценена в сумму от $3 млрд до $5 млрд. В результате пандемии предпочтения покупателей сместились в сторону онлайна, а продажи Ozon во втором квартале выросли почти в два раза. Это связано с тем, что россияне опасаются ходить в магазины и сознательно выбирали Ozon и других онлайн-ритейлеров почти для всех видов покупок, включая даже продукты питания.

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-ритейла значительно отстает от американского, например объем розничных интернет-продаж в США составляет $602 млрд, а в России он всего лишь $23,5 млрд, российская электронная коммерция неуклонно растет. Кстати, это было трендом и до пандемии. Рынок электронной коммерции в России составляет 62 миллионов пользователей, или 43% населения России.

Тройку крупнейших российских онлайн-ритейлеров составили Ulmart, Citilink и Ozon; по данным Reuters, продажи Ozon в 2019 году выросли на 93%, достигнув $1,1 млрд, в то время как весь российский рынок за прошлый год вырос почти на 25%, имея оценку более $31 млрд. Данные российской исследовательской компании Data Insight поставили бы российский рынок в один ряд с индийским (и немного больше, чем ожидалось в Канаде к 2020 году): в $28,4 млрд. Однако как видно из цифры $31 млрд, Россия отличается еще и от других данных (с апреля 2020 года), которые показали, что российский рынок составляет всего $20 млрд, а индийский рынок находится на уровне $120 млрд. Различия в цифрах могут быть обусловлены различными методами измерения (например, одни могут учитывать только розничную торговлю, в то время как другие — всю электронную коммерцию). Однако такие значения не могут не вызывать озабоченности при попытке оценить стоимость компаний и возможности их развития.

Ozon имеет несколько сходств с суперритейлером Джеффа Безоса. Начиная с конца 1990-х годов, так же как монстр электронной коммерции Америки, Ozon был крупнейшим книжным интернет-магазином в России. Кроме того, Amazon присматривался к покупке Ozon. По информации Reuters, и Amazon, и японский Softbank вели переговоры с российским конгломератом SISTEMA и мажоритарным владельцем АФК «Система» Владимиром Евтушенковым, которому принадлежит 40% акций Ozon. Переговоры, вероятно, оказались неплодотворными, раз компания решилась на привлечение финансирования через IPO. Это может быть истолковано как то, что Ozon считает себя вполне в силах привлечь средства самостоятельно и был недоволен предложением Amazon, или так, что Amazon и Ozon не сошлись в цене, которая бы устроила Amazon по уровню возврата на свои инвестиции. Хочется думать, что верный — первый вариант.

Переговоры Amazon/Softbank состоялись после того, как Ozon в марте 2020 года получил $50 млн инвестиций от базирующейся в Сан-Франциско Princeville Capital. Заём составил половину от заявленных ранее Ozon инвестиций в $100 млн от существующих акционеров АФК «Система» и Baring Vostok и имел своей целью расширение логистической цепочки и развитие технологической инфраструктуры. Компания заявляла, что запланированное использование средств было частью общей суммы в $300 млн, предназначенной для роста логистики в течение следующих трех лет. Кредит также пойдет на развитие дополнительных технологий. Часть средств от потенциального IPO, несомненно, внесет вклад в общий план.

Если Ozon пройдет проверку SEC и комиссия позволит провести IPO, это будет первое IPO России в США в 2020 году (или в 2021-м). Последнее IPO российской компании в США было проведено для портала по поиску работы HeadHunter, который 9 мая 2019 года провел IPO Nasdaq, где разместил 16,3 млн американских депозитарных расписок (ADRs), или 32% капитала по $13,5/ADR по верхней границе. После IPO ADR HeadHunter уcтроили ралли, а в настоящее время стоимость бумаг на 75% выше по сравнению с ценой в момент IPO.

Учитывая рост продаж Ozon на 93%, до $1,1 млрд, в 2019 году и дальнейший рост продаж на 200% во время пандемии COVID-19, потенциальное IPO для онлайн-ритейлера — естественный способ не отставать от быстро растущего спроса. Хотя в прошлом могут быть некоторые опасения по поводу финансовых результатов, отражающих российские методы обработки данных, у компаний, которые в настоящее время зарегистрированы и торгуются в виде американских депозитарных расписок, не было проблем с соблюдением требований SEC. Расписки Ozon после IPO может ожидать ралли, но, вероятно, меньше, чем было с HeadHunter, поскольку Ozon гораздо более диверсифицирован. Если АДР Ozon выйдут на рынок, при условии разумной оценки они, вероятно, станут хорошей инвестицией для всех, кто хочет добавить российского риска в инвестиционный портфель.

Андрей Логинский, CEO Strategic Advisory Services, консультировал американский маркетплейс по аренде лодок Boat renting marketplace: презентовал проект для финансовых инвесторов и привлёк инвесторов в сумме до $350 тыс. Эксперт помогал создавать стартап Home warrantyand maintenance (подписка на страховые услуги для домовладельцев) в США: провёл финансовое моделирование и оценку стоимости компании, сформировал клиентскую базу через продажу подписок, разрабатывал приложение. Кроме того, Андрей Логинский консультировал стартап по созданию пивоварни в США по выходу на рынок и привлёк для проекта инвесторов в капитал компании в размере $80 тыс.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья