ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Финансы

Пандемия не стала препятствием для мошенников

Александр Похилюк

Александр Похилюк

Руководитель отдела андеррайтинга клиентов компании Lime Credit Group

В условиях пандемии у незаконной практики оформления займов появилось множество стимулов к развитию. О том, какую активность фиксировали антифрод-системы в период кризиса и как сегодня данные заемщиков попадают к финансовым мошенникам, рассказывает Александр Похилюк, руководитель отдела андеррайтинга клиентов компании Lime Credit Group.

Молодой человек на переходе у кинотеатра "Художественный". Алексей Майшев / РИА Новости
Молодой человек на переходе у кинотеатра «Художественный». Алексей Майшев / РИА Новости

Пик попыток мошенничества пришелся на период жестких ограничительных мер 

Персональные данные клиентов финансовых организаций всегда были под прицелом мошенников, однако в этом году статистика особенно интересна. Количество предотвращенных компанией случаев фрода возросло примерно в два раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. С одной стороны, это обусловлено и учащением недобросовестной практики, с другой — совершенствованием антифрод-модели, которая позволяет обнаруживать все более разнообразные попытки оформления займа третьими лицами.

В период пандемии всплеск мошеннических заявок был зафиксирован в мае: их количество увеличилось на 64% по сравнению со средним значением за 2020 г. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, в апреле, в период жестких ограничительных мер и нерабочих дней, люди исчерпали запасы наличных, поэтому на майские праздники возник спрос на займы. Во-вторых, в этот период клиенты сообщали, что им задерживают зарплату, а некоторым выплаты перенесли на вторую половину месяца, что также вызвало потребность в заемных средствах. В условиях увеличения общего спроса на кредиты, возросла и активность мошенников.

Наиболее востребованы персональные данные людей возраста до 45 лет

По нашим наблюдениям, чаще всего мошенники интересуются данными клиентов возраста до 45 лет. Именно эта категория населения ведет наиболее активную экономическую жизнь: люди работают, обращаются в финансовые организации, у них хорошая кредитная история. Они активно пользуются интернет-сервисами, офлайн-услугами брокеров, медицинских центров, турагентств и т.д. 

Согласно статистике нашей компании, в 57% случаев пострадавшими от фрода становятся мужчины. Регионы, с большим отрывом лидирующие по количеству подобных ситуаций: Москва и Московская область.

В группе 21–35 лет наблюдается наибольшее число инцидентов, причем мужчины сталкиваются с незаконно оформленными на них займами в 67% случаев. После 35 и до 50 лет количество случаев уменьшается, подверженность клиентов мошенничеству снижается, однако риск все еще высок. В соотношении между мужчинами и женщинам выстраивается паритет.

Данные людей старше 51 года наименее привлекательны для мошенников, но всё же случаи фиксируются. Тут доля женщин уже больше: они составляют 57%.

Для разных категорий населения свои уловки

Со временем злоумышленники становятся все изощреннее, поэтому на их уловки могут попасться самые разнообразные группы людей. Например, молодые люди чаще пользуются прокатом автомобилей, чем взрослое население. Для оформления аренды нужны документы, которые человек предоставляет либо в офисе, либо через интернет. Среди онлайн-сервисов возможны фейковые подставные сайты для сбора конфиденциальной информации.

Взрослое население чаще обращается в частные медицинские клиники и точно так же предоставляет свои данные компаниям. Однако возникает вопрос: насколько надежна организация, которой передаётся персональная информация, и оправдан ли риск взаимодействия с незнакомыми партнерами?

Студенты более беспечно относятся к вопросу защиты данных. С целью незначительной выгоды они могут оставлять их на различных платформах, например игровых. Существует даже такое понятие — «геймовый трафик», когда пользователю предлагают написать в анкете номер телефона и другую личную информацию для получения дополнительных монет в игре или открытия нового уровня.

Данными могут злоупотреблять как незнакомцы, так и родственники

Клиенты самостоятельно могут оставлять личные данные на различных сайтах, передавать их третьим лицам, в том числе сканы фотографии паспортов, чёрно-белые копии. Однако не исключены случаи мошенничества со стороны близких родственников или друзей. Чаще всего это возникает, когда человеку было отказано в услуге в банках или МФО и, завладев персональными данными родственника или знакомого, он пытается получить денежные средства. Возрастная группа и пол потерпевших всегда разные, однако благодаря различным антифрод-моделям такие схемы мошенничества легко распознаются и предотвращаются.

Как клиенты финансовых организаций могут обезопасить свои данные

Одна из возможных причин финансового мошенничества — потеря человеком документов. В таком случае, конечно, необходимо вовремя сообщить об инциденте правоохранительным органам. Избежать ситуации, когда ваши персональные данные окажутся в руках мошенников, помогут следующие рекомендации.

  • Сотрудничайте с надежными организациями

Используйте проверенные временем компании, способные защитить вашу конфиденциальную информацию, а вообще, лучше быть всегда настороже персональных данных и знать о текущих схемах телефонного мошенничества, методах социальной инженерии мошенников. Тогда вы будете лучше подготовлены к текущим и новым схемам злоумышленников.

  • Обновляйте и держите в тайне пароли

Не вводите персональные данные, номера банковских карт и мобильных телефонов на ненадежных и подозрительных сайтах. Своевременно меняйте пароли, начиная от домашнего WI-FI до электронной почты. Не раскрывайте коды, пароли, персональную информацию по телефону. Сейчас мошенники могут подделывать входящие номера так, что они становятся похожи на контакты какого-либо банка, службы безопасности. Лучше самостоятельно перезвонить на официальный номер структуры и выяснить цель звонка.

  • Следите за кредитной историей

Периодически необходимо проверять свою кредитную историю на отсутствие оформленных без вашего ведома кредитов и проведенных запросов информации по ней. Сейчас это доступно бесплатно 2 раза в год в бюро кредитных историй (БКИ). В России есть несколько БКИ, которые могут предоставить эту услугу, наиболее известные из них — Equifax и НБКИ.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья