Трудно найти отрасли, на которые бы не повлияла пандемия коронавируса. Казалось бы, молочное производство в этой ситуации должно быть достаточно защищено, если не находиться в привилегированном положении, так как выпускаемая отраслью продукция относится к категории товаров первой необходимости. Однако уже первые недели кризиса показали, что — хотя эта индустрия в целом и чувствует себя лучше многих — ситуация разворачивается вовсе не по тому оптимистичному сценарию, на который можно было надеяться.
Некоторые причины падения продаж носят системный характер. Так, по данным аналитического центра Milk news и Национального союза производителей молока «Союзмолоко», уже в 2019 году потребление молочных продуктов сократилось на 0,5%. Причина пусть и небольших, но чувствительных негативных изменений кроется в уменьшении реальных доходов населения.
Это показательный момент: несмотря на то, что молочная продукция входит в категорию продуктов первой необходимости, в сложной экономической ситуации ее потребление будет снижаться. Разворачивающийся на фоне пандемии экономический кризис только усугубляет эту ситуацию.
Серьезное падение доходов молочной промышленности, которое мы наблюдаем в настоящее время, обусловлено сразу несколькими факторами.
В первую очередь это практически исчезнувший спрос на продукцию со стороны сегмента HoReCa. Большая часть продукции индустрии — такая как сливки, сметана, молоко для капучино — традиционно отгружалась в одну из самых пострадавших от коронавируса сфер: в рестораны, отели и кофейни. В зависимости от структуры продаж предприятия на долю этого сектора приходится от 10% до 30% выручки производителей. Сейчас это направление практически встало. То, что многие рестораны стали работать на доставку, не позволяет выйти на прежние объемы и по выручке, и по ассортименту блюд, а значит, даже работающие в формате dark kitchen кафе и рестораны сократили объемы закупок. И на прежний уровень отрасль выйдет нескоро, потому что большинство компаний этой сферы просто не доживет до конца коронакризиса.
Спрос в магазинах не в состоянии компенсировать это падение, поскольку и без того стагнирующая потребительская активность усугубилась еще больше. Схлопывание многих индустрий и связанные с этим разрывы в цепочках поставок приводят к дальнейшему и довольно резкому снижению реальных доходов населения. Многие остаются без работы и средств к существованию, у кого-то сократились зарплаты. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится к лучшему.
Еще один фактор — снижение закупок по госконтрактам в снабжающие учреждения, где было постоянное питание: детские сады, школы, столовые при госучреждениях и т.д. Например, по данным городских властей, только в 691 школе Петербурга учатся порядка 430 000 школьников. Если к ним приплюсовать число посещающих детские дошкольные учреждения, получится большой сегмент потенциальных потребителей молочной продукции. Однако сейчас поставки в школы и детсады не производятся, наблюдается отказ от предусмотренных контрактов.
Определенное негативное влияние на ситуацию оказывает и курсовая составляющая. Часть закупок сырья осуществляется за границей, поэтому резкие скачки курса валют, и в обычное время влияющие на экономику отрасли, в условиях пандемии становятся чувствительными вдвойне.
При худшем раскладе, если рынок сожмется более чем на 30%, что сейчас выглядит вполне вероятным, это повлечёт кризис всей производственной цепочки — как самой переработки, так и огромного количества предприятий сельского хозяйства, а также поставщиков перерабатывающий и сельхозтехники. В результате малые игроки в подавляющем большинстве уйдут с рынка. Падение спроса приведет к снижению поголовья скота, что крайне тяжело и небыстро восполняется. Помимо этого, зацепит транспортные компании, так как объем перевозок также упадет, и банковскую сферу, поскольку предприятия пищевого сектора имеют значительную кредитную нагрузку.
Это десятки тысяч рабочих мест только в Ленинградской области, где в подавляющем большинстве люди не могут найти другую работу или перепрофилироваться, как в больших городах.
Если сейчас не предпринимать никаких мер, то рассчитывать на благоприятный для отрасли исход не приходится. Регулятору стоит обратить внимание на поддержку всей цепочки — только в этом случае помощь будет эффективной. Одной из мер поддержки могла бы быть государственная закупка молочной продукции долгого хранения.