ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Как пандемия повлияла на промоиндустрию

Андрей Дегтяренко

Андрей Дегтяренко

Председатель совета директоров компании «Проект 111»

Промоиндустрия — отрасль производства мерча и брендированных подарков — не включена в список пострадавших от коронавируса. Как, впрочем, и вся рекламная отрасль, кроме организации мероприятий. При этом только для одной компании «Проект 111», поставщика, потери за апрель составят более 70% выручки. И вопрос «что делать?» до сих пор остается нерешенным. 

Примерно до 12 марта, когда Европа вовсю полыхала, в России не происходило ровным счетом ничего. Дальше возникли «нерабочие дни», не описанные ни в каком из документов, то есть был выбран инструмент, гарантированно вызвавший огромное количество вопросов, и «где брать деньги?» был не самым главным.

Почему до 6 апреля? Есть какая-то ненулевая вероятность чуда, что все само собой рассосется? При введении карантина (есть смысл называть вещи своими именами) компании за 26–27 марта могли бы успеть подготовиться к удаленной работе — купить недостающие ноутбуки, поставить софт и т.д. Но пришлось все делать в пожарном порядке.

Потом начали возникать вопросы. Тем, кто работает удаленно, нужно ли в эти дни платить по двойной ставке? Почему сразу не пояснить, что этот режим только «приветствуется». А если выйти на работу, оштрафуют ли за это? На каком основании?

После продления нерабочих до 30 апреля вопросов прибавилось. «Где взять деньги?» стал выходить уже на первое место, но остались и другие. Почему в Москве салонам красоты можно работать, а для проезда по Краснодарскому краю нужен пропуск? Как оформлять увольнения и отпуска в эти дни? Если в договоре написано «оплата через 10 рабочих дней», как их теперь считать? Может ли объявленный режим служить форс-мажором для задержки оплаты иностранным поставщикам? Если в Москве одни правила, в Санкт-Петербурге другие, в Ленобласти третьи, а у тебя предприятие из неразрывных частей, как работать? И наконец, если ты крупное предприятие не из списка пострадавших отраслей и тебе не положена ни одна льгота, то что ты сделал не так?

На все вопросы, многие из которых риторические, мы сами себе как-то ответили и отправились работать. В основном из дома, конечно. В марте, вопреки ожиданиям, мы не увидели спада продаж. Обстановка была напряженной, но наши партнеры, рекламные агентства, работали на пределе возможностей. Когда же объявили нерабочий апрель, все приготовились к худшему. Прогнозируемые потери только компании «Проект 111» мы оценили в 300 млн рублей. Да, на дистанционную торговлю запреты не распространяются, но в ситуации, когда большинство b2b-клиентов не функционируют, продавать промопродукцию довольно сложно.

Поставщик промопродукции — это работа под задачи рекламных агентств и их клиентов. А какие задачи сейчас стоят перед компаниями? Самое первое желание — закрутить в ноль все расходы, сократить бюджет. Мероприятия — как массовые, так и корпоративные — отменены, встреч с клиентами нет, плановые закупки можно легко отложить. Поступлений не предвидится, впереди неопределенность, платит за нее, как известно, бизнес из своего кармана, запас лучше поберечь. Я и сам как руководитель ловлю себя на мысли сделать ровно то же самое — остановить практически все оплаты, перекрыть поток на выход и сохранять резерв.

Тем не менее на второй неделе «карантина» мы увидели, что компании стали приспосабливаться к работе в этих условиях, начались регулярные заказы на уровне 25–30% от обычного объема. Потому что коммуникацию с заказчиками и покупателями грамотные предприятия стараются не терять даже в самый сложный момент.

После отмены ивентов и личных встреч на секунду показалось, что офлайн умер. Но сначала на помощь отрасли пришла потребность в брендированных масках и санитайзерах. «Проект 111» не занимается поставками этих товаров, но агентства смогли сохранить главное — контакт со своими клиентами и место на рынке.

Мы заметили несколько витков возвращения к жизни. Первое — активизация бизнесов, которым ситуация даже способствует: онлайн-сервисы, игры, доставка еды и др. Здесь бюджеты на маркетинг только увеличились. Сверхвостребована услуга курьерской доставки. И если у крупных агрегаторов есть запас униформы, то небольшим ресторанам срочно понадобились брендированные дождевики, ветровки и другая одежда, которую легко обработать.

Далее оказалось, что доставлять на дом можно не только еду, но и различные наборы для работы на удаленке. Поддержка сотрудников вызвала спрос на товары для домашнего фитнеса (скакалки, гантели), мотивирующие наборы для работы и имитации офиса дома. Брендированная кружка, подставка для канцелярии, блокнот — не просто вещи, а напоминание сотрудникам о том, что их ценят и ждут после завершения этого всего. И намек на то, что работать на удаленке надо так же эффективно, как в офисе.

Нельзя не заметить количество онлайн-событий. Многие из них организуют доставку приглашений на дом с подарками. Это нужно для решения нескольких задач: обеспечить явку важных гостей, когда в количестве онлайн-событий очень легко что-то пропустить; объединить всех участников конференции или вечеринки чем-то общим и физически ощущаемым; приложить спонсорскую рекламу в качестве брендированного подарка, ведь мероприятие без спонсоров — неоправданный альтруизм; и, в конце концов, создать постэффект, когда участники выкладывают в соцсети фотографии.

Далее немного изменился вектор запросов от компаний, которые продолжают трудиться в офлайне: промышленники, ритейл, финансовые структуры и др. Рестораны не работают, сотрудникам нужно элементарно питаться, поэтому появился небольшой спрос на термокружки, ланчбоксы, термосы и другую индивидуальную посуду. Также продолжают дарить персональные подарки клиентам и партнерам.

Но мы говорим о маленькой доле продаж, вершине айсберга, которая позволяет выжить и, как сказала одна из наших коллег, «заработать на проездной в метро». Большинство компаний все же парализовано — и компенсировать убытки «нерабочих дней» не представляется возможным.

Довольно сложно во всей этой ситуации и поддерживать запланированные активности. На днях презентовали новую коллекцию мерча с авторскими портретами музыкантов, выпущенную совместно с художником Виктором Меламедом. Это очень интересный проект, художник впервые за 20-летнюю карьеру решил перенести свои работы на одежду. Но сложность в том, что информационная повестка сейчас другая. Остается решать: начать рисовать футболки с коронавирусом или сохранить свои ценности. Многие коллеги в отрасли против хайпа на вирусе, и мы разделяем их убеждения.

Буквально в последнюю рабочую пятницу успели осуществить акцию #поддерживрача, доставили пауэрбанки работникам больницы Cв. Георгия в Петербурге.

Мы договорились об участии в акции в среду 25 марта, а вечером было объявлено, что наши производственные возможности по нанесению с понедельника должны закрываться, офисы уйти на удаленку. Рисовали макет и печатали в экстренном режиме за один день, в пятницу вечером на такси отвезли тираж. Мы понимали, что если откладывать на потом, инициатива просто не состоится. Вроде бы, ну и что? Все поймут, если мы не выполним договоренность. Но что запомнится нам после того, как кризис закончится? Сейчас в планах сделать подарки персоналу еще нескольких клиник.

На фоне всего этого оптимистичного поддержания жизнедеятельности стройку нового складского комплекса стоимостью в 1,5 миллиарда пришлось заморозить. Не потому что мы поменяли свои стратегические планы или на строителей распространяется запрет работать, а в связи с тем, что банки по понятным причинам пересматривают свой подход к выдаче кредитов.

Что будет дальше? Каждый минимально интересующийся экономикой слышал сравнение: «перекрыть денежные потоки — это как перекрыть кровоснабжение организма». Самое важное, что мы можем сделать сейчас — продолжить покупать. Обеспечить кровоток в системе мы можем только сами. Вместе. Необходимо поддерживать те предприятия, закрытия которых мы не хотим увидеть. Кофейни, спортзалы и другие компании сейчас разрабатывают массу предложений с отложенными услугами, продают сертификаты, мерч. Чтобы хотя бы погасить зарплату сотрудникам.

Нам же нужно продолжить очень аккуратно, но покупать у тех бизнесов, которые заслужили наше доверие. Еда из ресторана домой, косметика из закрытого салона, абонемент в спортзал, дизайнерская футболка, доставка цветов, подписка на СМИ. Если вы руководитель бизнеса — посмотрите, не пора ли вам обновить логотип или дизайн сайта, отправить подарки ценным партнерам, заказать рекламную кампанию и так далее. Вспомните, сколько у вас всегда было задач, которые «конечно, нужно было сделать, но вот прямо сейчас вообще некогда». Так победим.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья