ENG
Добавить в избранное
Мнение, Это интересно

Пассивного обучения не бывает: почему столько онлайн-курсов лежит не пройденными?

Ирина Ермошкина

Ирина Ермошкина

Психолог-консультант платформы корпоративного благополучия «Понимаю»

Сегодня онлайн-образование доступно каждому. Курсы на любой вкус можно легко оплатить не выходя из дома и пройти обучение в удобное для себя время. Но часто мы покупаем образовательную программу, и она ждет своего часа годами, а за это время нас уже увлекает что-то другое. Почему так происходит и как вернуть мотивацию, чтобы все же завершить начатое?

Фото: Unsplash

Причины, по которым люди покупают какой-то курс, могут быть совершенно разными. Возможно, им необходимо продвижение по карьерной лестнице или развитие собственных hard и soft skills. Когда мы решаем, что готовы чему-то учиться, кажется, что выбор уже сделан — остается только сесть и открыть учебные материалы. Но с самым сложным выбором нам предстоит сталкиваться каждый день: пролистать ленту новостей, посмотреть сериал или открыть обучающее видео? Посвятить время чтению детектива или продолжительному обучению? Давайте разберемся, почему же обучение бывает часто отложено в долгий ящик. И как повысить шанс пройти онлайн-курсы до конца.

Причина № 1. Психологическая и эмоциональная усталость

Усталость приводит к истощению, отсутствию мотивации и снижению результатов. Обучение — трудоемкое и энергозатратное занятие само по себе, оно требует внутренних ресурсов, и если их нет у человека, то он просто не сможет учиться.

Эту проблему можно решить только качественным отдыхом — эмоциональным, физическим и умственным. Для восстановления сил человеку необходимы эти три вида отдыха. На выходных занимайтесь чем угодно, но не работой, берите законный отпуск и не забывайте про обеденный перерыв. Мозгу нужно переключаться, чтобы потом снова броситься в бой и найти время на важные дела, в том числе и на учебу. Приступить к обучению, находясь в ресурсном состоянии, намного легче, чем заставлять себя, когда ты устал и эмоционально истощен.

Причина № 2. Отсутствие конечной цели

Люди бросают обучение из-за отсутствия понимания, как полученные знания пригодятся в жизни. Какова конечная цель этого обучения? Самый поразительный факт заключается в том, что знание само по себе не приносит результата. Большие объемы теории приводят к потере фокуса и растерянности. Можно знать множество теоретических способов, как развить свой Telegram-канал или применить обучение по маркетингу в своей текущей профессии, но результат дает именно практика.

Перед покупкой любого курса стоит понять, что вы будете уметь и как примените полученные знания в своей жизни. Стоит обращать внимание на наличие практических заданий в модулях. Чем больше у человека возможностей применить новую информацию практически, тем выше его мотивация продолжать обучение. Если у вас есть цель, к которой вы стремитесь, то вы не сдадитесь на половине дистанции. И, получив знания, вы будете пробовать применять их на практике. Даже если не получится добиться желаемого результата сразу, вы попробуете снова, и тогда у вас точно получится!

Причина № 3. Обучение куплено из состояния «надо»

Порой люди даже себе не могут объяснить, зачем купили тот или иной курс. Ими движет цель, продиктованная окружением, например, что надо развиваться. Но это тот самый случай, когда мотивация играет не первостепенную роль. Человек имеет абстрактную цель и не понимает, для чего она ему, и нужна ли вообще.

Если у вас пылятся курсы, которые вы до сих пор не прошли, то стоит сесть и подумать, чего вы хотите на самом деле и в какую сторону движетесь. Посмотрите, как подается материал и интересна ли вам эта тема в целом на данный момент. Возможно, содержание выбранной программы вас не увлечет, тогда не стоит и жалеть о том, что она лежала без дела. Важно четко понять, что вас заинтересует, чтобы в будущем избежать подобных ошибок.

Бывает так, что обучение перестало быть интересным, а тема актуальной. Но мы продолжаем проходить такой курс, то откладывая, то пытаясь мотивировать себя: «Я же уже купил, значит надо пройти». Важно не корить себя и не истязать попытками пройти до конца, а закрыть этот курс и купить то, что интересно.

Причина № 4. Сложная структура обучающей программы

Чаще люди все же начинают обучение, но в процессе постепенно сходят с дистанции. Это может произойти из-за сложной методологии курса. В начале пути онлайн-школы часто обещают пользователям, что они смогут освоить массу новых навыков и даже получить новую профессию всего за неделю. Отсюда формируется ошибочное восприятие процесса: люди просто не готовы к тому, что обучение — на самом деле тяжелый труд, а программа может оказаться сложнее, чем можно себе представить после просмотра рекламного ролика.

Решить эту проблему поможет только тщательный подход к выбору обучающей программы. Возможно, стоит подобрать курсы с другой подачей, где информация будет предоставляться по принципу «от простого к сложному», тогда вы сможете от этапа к этапу усваивать новую информацию и с удовольствием вовлекаться в процесс обучения.

Причина № 5. Отсутствие ресурса на определенное обучение

В интернете есть качественные курсы по разным темам, которые действительно полезны, дают знания, навыки и новые возможности. Другое дело, что многим сложно отделить подходящую программу от неподходящей. Например, вы давно хотели разобраться в инвестировании и принимаете решение купить обучающий курс. Чтобы не терять много времени на разные уровни занятий, решаете сразу взять «продвинутый», по ходу разберетесь. Но этот уровень подходит для тех, кто уже обладает базовыми знаниями, а вы в процессе обучения просто потеряете интерес к программе, поскольку мало что в ней понимаете. Не нужно так.

Если вы хотите с нуля освоить какую-то программу, будь то инвестиции или IT-специальность, стоит начинать обучение с «базового» уровня. Там вы узнаете основы программы/профессии и сможете без труда усваивать данную вам информацию, а также сохранить заинтересованность в выбранной теме обучения.

Причина № 6. Обучение без обратной связи и поддержки

На старте мы уверены, что справимся с потоком новой информации самостоятельно, поэтому отказываемся от курса дороже, включающего обратную связь от кураторов. В процессе возникают мелкие вопросы, их некому задать, и они постепенно формируются в один сплошной снежный ком непонимания, убивающий мотивацию.

Из этой ситуации есть несколько выходов. Либо докупить обратную связь, чтобы была возможность задавать вопросы кураторам в процессе обучения. Либо еще на старте выбирать работу в группах, чтобы можно было взаимодействовать в чате с одногруппниками.

Причина № 7. Мешает синдром самозванца

Часто люди недооценивают свои знания и навыки. Чувствуют себя тревожно и неуверенно, поэтому покупают курсы один за одним. Человек  изучает только теорию, а до практики не доходит из-за собственного стыда и страха. Думая, что дело в программе обучения, покупает следующий новый курс, где теорию он уже знает, но из-за синдрома самозванца и отсутствия практики, закрепляющей знания, кажется, что их нет. В итоге человек разочаровывается, а обучения копятся и лежат незавершенными.

Чтобы решить эту проблему, нужно работать с самоценностью и обязательно отмечать свои успехи. Проходите курсы и выписывайте навыки, которые удалось приобрести, применяйте их на практике, а также ставьте конкретные цели: какие возможности у вас появятся благодаря пройденному обучению.

Причина № 8. Жизнь по сценарию «почти»

Человек со сценарием «почти» все доделывает до конца. Почти до конца. Он может бросить книгу на середине или отложить важное дело на потом (читай: никогда не доделать). Конечно, остановиться на полпути может каждый. Возможно, ваши онлайн-курсы лежат не пройденными, потому что тема не вызвала интереса, но если такое происходит с вами постоянно, то вы живете по сценарию «почти».

Формируется этот сценарий обычно у ребенка до шести — восьми лет. Причинами могут стать родительские паттерны, транслируемые в детстве: «главное — не победа, а участие», «главное — усердие, а результат не так уж и важен». Или, если ребенку попадаются учителя, которые ставят оценки не за результат, а «за старание», — скорее всего он решит, что важнее всего именно пытаться, стараться. Если вы замечаете, что живете по такой схеме, то задайте себе вопрос: «Почему я беспрестанно все начинаю и бросаю? В чем причина?» Если самостоятельно найти ответ не получается, то стоит обратиться к психологу, который поможет разобраться в первооснове вашего поведения и найти выход из заложенного сценария.

Причина № 9. Страх перед объемным обучением

Продолжительность курсов бывает разной: от двухнедельных до обучения длиною в год. «Нет времени» — это одна из самых распространенных и формальных причин для отказа от учебы. Иногда это просто отговорки, а реальным поводом являются страхи, что не удастся справиться с объемом информации и дойти до конца.

К сожалению, люди задумываются о том, как они будут встраивать обучение в свое ежедневное расписание уже в процессе. Со страхом перед длительной и серьезной нагрузкой можно справиться, если разделить большую задачу на маленькие и идти к своей цели постепенно. Если вам не хватает времени на обучение из-за плотного графика работы и бытовых дел, то стоит разобраться с тайм-менеджментом, выделить время для курсы и внести прохождение уроков в свой ежедневник.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья