ENG

Перейти в Дзен
Аналитика

Ernst&Young: Российские пациенты экономят на врачах и больничных

Российские пациенты стали чаще экономить на услугах платной медицины и добровольном медицинском страховании — расходы сокращают как работодатели, так и сами пациенты-частники. При этом пациенты стали меньше обращаться за помощью в медучреждения и в рамках обязательного медицинского страхования, гарантированного государством. К такому выводу пришли по итогам анализа рынка коммерческой медицины в России аналитики компании EY (Ernst&Young). 

© Яков Филимонов / Фотобанк Лори

Причиной авторы исследования назвали продолжающийся в стране экономический кризис, заметно сказавшийся на платежеспособности пациентов. При этом общий негативный тренд на рынке создает сокращение числа государственных медучреждений в стране.

Участниками «Исследования рынка коммерческой медицины в России за 2016 год — первую половину 2017 года» стали более 25 крупнейших отечественных коммерческих медицинских компаний из разных регионов страны. Суммарная выручка участников исследования превысила по итогам 2016 года 55 млрд руб. По оценке компании, это соответствует 11-процентной доле рынка легальной коммерческой медицины, в том числе учитывая объем рынка ДМС.

Пациенты ищут дешевое

Пациенты российских коммерческих клиник в 2016—2017 гг. стали чаще экономить на медицинских услугах. Сразу около половины участников исследования рассказали, что их пациенты за анализируемый период старались экономить и оптимизировали затраты на лечение. Особенно это коснулось региональных клиник, где отмечается снижение как потока первичных пациентов, так и склонность уже существующих клиентов выбирать более дешевые услуги.

Также в EY отмечают появление на рынке диверсифицированного спроса на медуслуги — в коммерческие клиники пациенты обращаются за диагностическими услугами, лабораторными исследованиями, причем ищут более дешевые варианты. Непосредственно для самого лечения пациенты предпочитают искать знакомых специалистов, а также обращаться к более дорогим врачам.

Ряд участников опроса отметили падение спроса на несрочные медуслуги, в том числе на услуги косметологов, ортопедов, упал спрос и в сфере имплантологии, протезирования. Пациенты стали меньше прибегать к курсовым лечениям, в том числе физиотерапии, массажу и т.д. 

«Участники говорили о низкой культуре заботы о здоровье среди населения и отсутствии профилактики, — отмечается в исследовании EY. — Представители медицинских организаций г. Москвы отмечали нежелание пациентов трудоспособного возраста отпрашиваться с работы для посещения врача и оформлять больничные листы, а также растущий спрос на услуги клиник в нерабочие часы и выходные дни».

Правда, данные тренды не коснулись клиентов клиник премиум- и бизнес-сегментов. Участники исследования, работающие в данном сегменте, наоборот, отметили растущую тенденцию к здоровому образу жизни и, как следствие, развитие культуры регулярного посещения врачей.

Нестраховой случай

Как следует из результатов исследования, за 2016 г. и первую половину 2017 г. российские пациенты стали меньше пользоваться услугами страховой медицины — причем речь идет как об услугах в рамках добровольного, так и обязательного медицинского страхования. Соответственно, оба рынка продолжают показывать тенденцию к уменьшению.

«В сегменте ОМС основной негативной тенденцией респонденты считают снижение доступности медицинской помощи», — говорится в исследовании от компании EY.

В случае с программами ОМС коммерческим клиникам нередко оказывалось невыгодно участвовать в тех из-за низких тарифов. В сегменте ДМС отмечен тренд снижения затрат со стороны работодателей, в том числе есть тренд на полный отказ работников от страхования (об этом заявило более 40% участников исследования). Что касается страховых компаний, последние сокращают объем услуг в рамках ДМС-программ, не говоря уже об оптимизации выплат и ужесточении контроля за страховыми случаями. Также на рынке стали более широко использоваться франшизы.

Те же, кто обладал медицинскими страховками, стали лечиться чаще — 42% участников исследования отметили увеличение количества медицинских услуг в чеке страхового пациента. При этом о сокращении числа услуг в чеке платных пациентов говорили 36% опрошенных.

«В текущих экономических условиях физические лица придерживаются сберегательной модели потребления, а страховые пациенты стараются получить как можно больше услуг по программе медицинского обслуживания», — говорится в исследовании EY.

Телемедицина и медтуризм

В рамках исследования аналитики компании также изучили отношение игроков рынка индустрии к инновационным технологиям и оценили уровень развития медицинского туризма в стране.

В целом рынок достаточно позитивно оценивает перспективы развития телемедицины — о том, что они уверены в значительном потенциале развития данного направления, заявило более половины респондентов. При этом около 40% опрошенных уже сегодня находятся в процессе переговоров относительно реализации проектов с использованием телемедицинских технологий.

«Многие клиники, скептически настроенные по отношению к телемедицине, все равно намерены вести проекты в этом направлении, чтобы не уступать конкурентам», — говорится в исследовании.

В числе самых популярных услуг в области телемедицины участники аналитического исследования назвали корректировку лечения/повторный прием (эту версию высказало около 30% опрошенных), а также услугу «второе мнение» (ее потенциал оценило 26% участников опроса). При этом около 22% участников исследования не считают телемедицину важной составляющей спектра своих услуг и не планируют использовать данную технологию в работе.

Если верить оценкам респондентов, медицинский туризм достаточно активно развивается в России: так, сразу 78% респондентов рассказали, что принимают в своих клиниках таких пациентов. Правда, далеко не у всех участников медрынка данный вид деятельности приносит ожидаемые финансовые результаты — у 55% клиник доля туризма в общем объеме выручки не превышает 1-2%. Большинство клиник предпочитает не направлять своих пациентов в другие лечебные учреждения (так поступает только 23% участников опроса).

Больше клиник, хороших и разных 

Несмотря на кризисные явления в экономике, в том числе падающую платежеспособность населения, рынок коммерческой медицины продолжает расти и развиваться. Темпы роста последнего большинство участников исследования оценивает достаточно консервативно — в пределах 5-10%.

В числе основных драйверов роста рынка коммерческой медицины остается рост стоимости услуг — по данным BusinesStat, в 2016 году средняя стоимость медицинского приема в России выросла на 14%. Другим важным трендом остается переход пациентов госклиник в частный сегмент, в том числе вследствие сокращения числа медицинских госучреждений.

Неудивительно, что в сложившейся ситуации коммерческие игроки активно наращивают присутствие на рынке. Так, сразу почти 40% участников исследования открыли за анализируемый период в рамках сети новые клиники, а 70% планируют открытия клиник и расширение деятельности в будущем. При этом если 44% опрошенных собираются открывать новые клиники в регионах присутствия, то половина планирует открытия в том числе в новых регионах.

«Участники исследования вновь указали открытие новых клиник в качестве одного из основных трендов на рынке», — говорит партнер EY, руководитель группы по оказанию консультационных услуг по сделкам предприятиям медико-биологической отрасли Анна Гусева.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья