ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Перспективы российского IoT-рынка

Армен Бадалов

Армен Бадалов

Вице-президент Schneider Electric по стратегии и развитию бизнеса в России и СНГ

В декабре прошлого года компания IDC опубликовала два важных документа, посвящённых российскому рынку интернета вещей (IoT) — обновленную версию IDC Russia Semiannual Internet of Things Spending Guide и годовой отчет Russia Internet-of-Things Market 2018—2022 Forecast, который базируется на ней.

Из отчета следует, что объем рынка IoT в России в 2018 году составил $3,67 млрд. Аналитики IDC прогнозируют средний рост 18% для инвестиций в оборудование для IoT, ПО, услуги и связь в периоде с 2018 по 2022 год включительно. По словам IDC, к концу 2022 года совокупные расходы конечных пользователей на IoT в России составят $7,61 млрд. Есть и иные исследования. Например, компания J'son & Partners Consulting считает, что объем российского рынка составит около 90 млрд рублей только к 2022 году (при среднегодовых темпах роста в 12,5%). А аналитическое агентство iKS-Consulting утверждает, что среднегодовой рост не превысит 7% в ближайшие два года. По словам агентства, объем рынка составит около 81 млрд руб. к концу 2020 года. По моему мнению, данные показатели значительно занижены и не охватывают весь спектр текущих и перспективных решений и услуг в области IoT.

Развитие сегмента IoT невозможно рассматривать вне глобальных трендов цифровой трансформации. В развитых странах мира доля цифровой экономики уже составляет около трети от производимого ВВП. Отставание России по этому параметру на фоне лидеров выглядит существенным вплоть до критичного: в 5 с лишним раз — от стран ЕС, в 7 раз — от США. При этом цифровая трансформация в России имеет значительную особенность: мы отстаем от многих стран во внедрении именно тех технологий, которые относятся к самым востребованным в мире: интернет вещей, робототехника, искусственный интеллект. Между тем именно IoT воспринимается бизнес-сообществом как наиболее востребованная из прорывных цифровых технологий.

Также стоить отметить другую, не менее важную особенность цифровизации в России — значительный разрыв между компаниями в уровне внедрения цифровых технологий. С одной стороны, в России есть компании, буквально идущие в авангарде глобальной цифровизации (так называемые «цифровые чемпионы»), с другой — целый ряд крупных предприятий до сих пор не достигли даже базового уровня автоматизации процессов. Все приведенные выше факты и статистика говорит нам о том, что есть огромный потенциал для развития IoT-рынка в России, и отечественный рынок должен и будет развиваться очень динамично, чтобы преодолеть сложившееся сейчас отставание.

На текущий момент в России наиболее развит потребительский сегмент рынка IoT: такси, доставка еды, каршеринг и smart-устройства. Промышленный интернет вещей (IIoT) в свою очередь пока еще находится в самом начале своего пути. При этом совместное исследование Schneider Electric и ЦСП «Платформа» показало: среди экспертов отрасли преобладает мнение, что именно этот сегмент обладает наибольшими перспективами. Нынешнее отставание России от мирового уровня IoT-развития, с точки зрения экспертов, не выглядит необратимым. Более того, у российских разработчиков и производителей есть неплохие шансы занять нишу IIoT-решений для сырьевых и перерабатывающих предприятий — с перспективами выхода на локальные экспортные рынки.

Отечественный рынок IoT в основном следует за ключевыми международными трендами, но только с небольшим опозданием. Компания IDC называет основными факторами, влияющими на развитие рынка IoT в России, появление стратегических инициатив по построению цифровых предприятий, интеграцию ИТ с операционной деятельностью компаний, оптимизацию бизнес-процессов и рост конкуренции внутри индустрий.

Сдерживающим фактором становится то, что до сих пор многие потенциальные заказчики не верят в перспективу использования IoT в своей деятельности. Основные причины — вопросы к информационной безопасности smart-устройств, недоверие многих потенциальных потребителей к идее размещения своих данных в публичных облаках, отсутствие достаточного понимания относительно окупаемости инвестиций в IoT-проекты.

Рынок промышленного интернета вещей в России находится все еще на стадии формирования, но даже несмотря на достаточно скромные «стартовые позиции», он уже сейчас выглядит одним из наиболее перспективных направлений развития цифровой экономики России. Важно, что к российскому бизнесу приходит осознание критической необходимости активного развития всей инфраструктуры, которая нужна для внедрения IoT: облачные технологии, подключенные устройства, скоростная передача информации и т.д. Однако использование данных непосредственно в качестве объекта для аналитики и инструмента для принятия управленческих решений все еще недостаточно развито.

Исследование «Цифровая воронка» компании Schneider Electric и ЦСП «Платформа» показало, что основными потребителями интернета вещей выступают банки, телеком и интернет-компании. Для таких организаций выгоды очевидны — новые модели работы с клиентами, дополнительные продажи существующей клиентской базе, повышение лояльности к бренду со стороны потребителей.

Сбербанк, например, в прошлом году вступил в консорциум Центра компетенций беспроводной связи и интернета вещей, который будет инициировать исследования в сфере интернета вещей, внедрять результаты научных разработок в бизнес. Российский банк выражает интерес к четырем прикладным аспектам IoT: умное здание, умный магазин, умный город и e-Health. Проекты сбора телеметрических данных и дистанционного управления уже реализованы в нескольких отделениях Сбербанка. Также в планах у банка развитие концепции «Банка вещей» — автоматических платежей, совершаемых различными устройствами без участия человека.

Также исследование выявило преимущественно сырьевую специализацию промышленного интернета вещей в России. Большинство опрошенных экспертов склонны оценивать ее как возможность страновой специализации России на мировом рынке IoT-технологий. Технология имеет огромный потенциал в нефтегазовой, нефтехимической и металлургической промышленности: в этих сегментах активно растет спрос на комплексные IIoT-решения. В перспективе российские компании способны занять нишу отраслевых лидеров на рынке IIoT-решений для этих отраслей. Оптимизм вызывает наличие емкого и платежеспособного внутреннего рынка и растущая потребность сырьевых компаний в цифровой трансформации.

Я убежден, что в ближайшем будущем стоит ожидать активного роста спроса на IoT-услуги. При этом основной рост мы увидим как раз в сегменте промышленного интернета. Это связано в первую очередь с необходимостью для многих отечественных компаний улучшать производительность, снижать расходы, эффективно управлять капитальным строительством и промышленными активами.

Ярким примером заинтересованности российского бизнеса в технологиях IoT выступает новый проект крупной независимой нефтеперерабатывающей компании из Сибири. Совместно со Schneider Electric она активно внедряет современные цифровые технологии, направленные на получение данных о работе предприятия в режиме реального времени, оптимизацию производственных и логистических процессов, предиктивную аналитику. Такой контроль в режиме реального времени над всеми производственными процессами позволяет выявлять проблемы на самых ранних стадиях их возникновения, улучшать стабильность и непрерывность работы предприятия, повышать его энергоэффективность и увеличивать до 10% его производительность.

Российский IoT-рынок будет уверено и динамично развиваться, причем как сами технологии, так и конкретные услуги и приложения. В промышленности опережающими темпами будут расти такие ключевые технологии, как предиктивная аналитика, «цифровые двойники», дополненная реальность. Совокупность этих факторов может значительно изменить саму концепцию управления промышленным производством, сделать его гораздо более эффективным и конкурентоспособным.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья