ENG
Инвестклимат, Мнение, Прогнозы

Пик пандемии прошел, почему же дела у бизнеса плохи?

Андрей Евстифеев

Андрей Евстифеев

Старший управляющий партнёр, вице-президент ГК «Европейская юридическая служба»

Текущий год станет не менее сложным для бизнеса, чем предыдущий. Отличие лишь в том, что проблемы сейчас ожидаемы, а не обрушатся на компании как цунами. Многие надеялись, что рынок восстановится чуть быстрее, а значит, приостановится закрытие предприятий и рост долгов; об увеличении прибыли никто и не говорит! Но надежды для многих не оправдались. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Каждый третий снижает обороты 

Исследование аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова показало, что к закрытию готовятся 9,7% компаний в разных регионах страны. В опросе приняли участие руководители и владельцы 5 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Выходит, что в России исчезнет каждая десятая парикмахерская или небольшой магазин.

Треть опрошенных предрекли себе дальнейшее снижение оборотов (33,1%), а чуть больше четверти (27,6%) сообщили, что с трудом, но сохранят уровень 2020 года. Работу на докризисном уровне планируют вести всего 6,6% компаний.

Прогноз вырисовывается неутешительный: малый и средний бизнес так и не смогли прийти в себя после пандемийного удара. Коронавирус продолжает править балом, даже снизив обороты. Но какие конкретные причины для таких пессимистичных прогнозов видят бизнесмены?

Нет спроса — нет прибыли 

На первом месте среди главных проблем бизнеса, по данным опрошенных представителей МСБ, стоит просевший спрос — так ответили 59,8%. Больше половины бизнесменов отметило, что восстановиться им не позволяет низкая покупательская способность. Потребители все еще не могут позволить себе приобретать товары и услуги, за которые раньше бы отдали свои заработанные. Сегодня многие выбирают только самое необходимое, да и то по минимальной цене. А значит, в 2021 году не стоит ждать улучшений на микроуровне, пока не восстановится макроэкономическая ситуация. Закон простой: нет спроса — нет прибыли.

На втором месте в числе бизнес-проблем — невозможность платить налог на имущество или по договору аренды. Так ответили 27,3% опрошенных. При отсутствии прибыли средств не хватает даже на первичные нужды бизнеса — компаниям нечем платить за площади.

На третьем месте — невозможность платить заработную плату работникам (25,3%). Отсюда продолжение сокращений и урезание штата, следовательно, очередная волна безработицы.

На четвертом и пятом — недополучение средств со стороны контрагентов (22,3%) и невозможность оплачивать коммунальные платежи (19,8%). Круг замкнулся: если потребитель не может приобрести товар или услугу, вскоре бизнес будет не в состоянии их предложить.

Поддержать в трудной ситуации

Каких же мер господдержки ждут предприниматели? В первую очередь — снижения налоговой нагрузки. Во вторую — льготного кредитования. Это главные и самые популярные «лекарства», помогающие реанимировать бизнес. По данным исследования аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова, кредитованием под 2% воспользовались 21,4%, а налоговой отсрочкой — 19,6% опрошенных бизнесменов.

Всего, по данным Минэкономразвития, кредиты на поддержку занятости в рамках программ ФОТ.0 и ФОТ 2.0 смогли спасти 1,2 млн и 5,3 млн рабочих мест соответственно. По условиям льготного кредитования под 2% займ списывается вместе с процентами, если до 1 апреля 2021 года в штате сохранится не менее 90% занятых от персонала на 1 июня 2020 года. Если рабочие места останутся у 80–90%, придется отдать половину долга. Если менее указанного числа, бизнесмен будет выплачивать займ по рыночной ставке.

Глядя на результаты, в конце февраля премьер-министр Михаил Мишустин объявил, что будет продлена программа льготного кредитования пострадавших отраслей. Однако ставка будет увеличена на 1%: с 2% до 3%. На реализацию новой программы ФОТ 3.0 из резервного фонда правительства будет выделено 7,8 млрд рублей. Планируется, что мерой поддержки воспользуются около 75 тысяч бизнесменов, которые дают рабочие места 1,5 млн человек.

Помимо льготного кредитования, в 2021 году предприниматели могут рассчитывать на предоставление муниципальных помещений и производственных мощностей в аренду со скидкой до 60%, возмещение расходов на обучение своих работников и частичную компенсацию реализации программ энергосбережения.

Власти намерены поддержать бизнес в выставочной деятельности. Не стоит сбрасывать со счетов такой важный момент, как правильное позиционирование компании на рынке. Репутация бренда — всегда значимый критерий, но сегодня, в условиях жесткой борьбы за каждого клиента, имидж имеет принципиальное значение.

В то время, когда у бизнеса нет лишних средств на маркетинг (денег на аренду и зарплаты не хватает!), профессиональные выставки — отличный выход. Предприниматели могут получить господдержку в виде имущественной, материальной и информационной помощи. Власти компенсируют 50–65% затрат на перевозку, размещение экспонатов, регистрационные взносы, проезд и проживание участников (до 100–300 тысяч рублей).

Даже при отсутствии победы бизнес вынесет для себя ценные уроки: пообщается с другими игроками рынка, проанализирует новые тенденции в своей нише, возможно, даже познакомится с будущими партнёрами. Также ценно и время подготовки к выставке или конкурсу: чтобы хорошо показать себя, придется провести тщательную подготовку и своеобразный аудит своих продуктов и услуг. Насколько они актуальны? Можно ли сделать что-то абсолютно новое?

В любом случае, стоит понимать: любую поддержку государства можно использовать себе во благо. Однако никто не мешает строить большие планы на будущее, ведь рано или поздно все встанет на свои места. И тогда первыми придут к финишу самые подготовленные бизнесмены, которые не опустили руки за время пандемии.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья