ENG
Добавить в избранное
Прогнозы, Технологии

Пилот беспилотника: новая профессия

«Развитие возможностей технологии дронов допускает, что через пять лет мы сможем летать в гости на беспилотнике так же просто, как сегодня ездим на метро», — уверен Дмитрий Баров, заместитель руководителя учебного центра Skymec, компании-интегратора беспилотных решений китайского холдинга DJI. Чтобы продемонстрировать удивительные возможности дронов, «Небесная механика» пригласила журналистов для обучения управлению БПЛА (беспилотными летающими аппаратами). Что могут дроны и почему навыки пилотирования становятся важным преимуществом при приеме на работу? 

Небесная механика на службе у землян

Я нажимаю кнопку на пульте управления и дрон послушно взмывает в небо. Поднимаю его на высоту 50 метров, направляю за ближайший лесок. Интересно, что там? На экране пульта я вижу детскую площадку, поляну, пруд, за прудом — пансионат. Приближаю здание. Профессиональная оптика позволяет рассмотреть все до мельчайших подробностей. Вот балкон. На нем загорает какая-то девушка. Стоп! Кажется, я вторгаюсь в частную жизнь. Девушка не видит дрона, который завис слишком далеко от нее, за прудом и полем. И тем более не видит меня, стоящую за лесом. На своем балконе она может загорать в чем угодно и даже совсем без ничего. А я, невидимый наблюдатель, могу сделать вполне приличного качества, но не вполне приличного содержания фотографии. Что должно ограничивать меня в неправомерных действиях? Вопрос остается открытым как для российских законодателей, так и для владельцев дронов, в том числе технически продвинутых папарацци.

Романтики с помощью дронов доставляют девушкам цветы и признаются в любви (можно записать текст и установить на БПЛА громкоговоритель, в нужный момент дрон подлетит к окну любимой и рявкнет: «Как же тебе повезло, моей невесте!»). Путешественники — снимают фантастической красоты видео (аэросъемки гор, лесов, каньонов выглядят действительно потрясающе). Блогеры — добавляют зрелищности даже таким неоригинальным ивентам, как пикники (дрон справляется сразу с тремя задачами: дает освещение, проигрывает музыку и гонит воздух на угли в мангале). В общем, любители всегда придумают, как развлечься с помощью БПЛА. А профессионалы — как использовать дроны для эффективной работы в самых разных областях.

Уже сейчас коптеры помогают сотрудникам ГИБДД собирать данные о ситуациях на дорогах, незаменимы при поиске пропавших людей (даже если потерявшийся ребенок упал в овраг или не виден за деревьями, дрон найдет его благодаря встроенному тепловизору), исследуют участки земли под строительство, формируют 3D-карты, помогают защищать посевы от вредителей и точечно вносить удобрения или лечебные препараты для растений, контролировать разливы нефти и узнавать о повреждениях линий электропередач, патрулировать территорию и перевозить грузы. Областей применения дронов становятся все больше. Появляется потребность и в квалифицированных пилотах БПЛА.

Мне бы в небо!

На первый взгляд кажется, что для пилотирования беспилотника требуется только покупка самого устройства. Однако это совсем не так. Для успешного пилотирования нужно получить соответствующее разрешение на использование воздушного пространства, а также полис страхования гражданской ответственности.

Все полеты БПЛА регулируются законодательно. Так, 33-я статья Воздушного кодекса РФ гласит, что любые «беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету». Необходимо также соблюдать правила, касающиеся непосредственно самого пилотирования. Например, полет должен происходить на высоте до 150 м от земли или воды в пределах прямой видимости от оператора и в светлое время суток.

В дополнение к существующим нормам, по словам Дмитрия Барова, уже в 2022 году для управления БПЛА, возможно, будет необходимо получить специальный диплом, подтверждающий компетенции оператора. Многие осваивают эту профессию уже сейчас. Только в учебном центре Skymec различные курсы по управлению БПЛА за последний год прошло более тысячи человек.

На курсах будущим операторам БПЛА рассказывают о действующих законодательных нормах, помогают изучить устройство мультикоптерных систем (основные режимы полета, функции контроллера управления батареей, встроенные механизмы защиты), понять, как действовать во внештатных ситуациях и настраивать камеру перед полетом. Огромное внимание уделяется практическим занятиям: примерно 60% учебного времени посвящено управлению дроном с пульта под присмотром инструкторов. И это неудивительно: отсутствие необходимых базовых знаний и навыков быстро превратит дрон в груду обломков. Незнание обходится дорого — любительские коптеры DJI стоят от 60 до 120 тысяч рублей, цена профессиональных дронов доходит до нескольких миллионов рублей.

«Сегодня даже при приеме на работу в агентство недвижимости у соискателя могут спросить, умеет ли он управлять дроном. Это важное конкурентное преимущество. Нередко для того, чтобы сделать красивые фотографии дома, где продается квартира, или нового жилого комплекса, приходится запускать беспилотник. Если сотрудник не умеет это делать, он в лучшем случае привезет некачественные снимки, в худшем — разобьет дорогостоящее оборудование», — говорит Баров.

Будущее: вид сверху

Пилоту дрона знать, конечно, надо многое, но… БПЛА хорошего качества — штука настолько умная, что многое умеет делать сама, без помощи человека. Например, запоминать и повторять нужный маршрут, облетать препятствия, избегая столкновений, совершенно самостоятельно приземляться в заданную точку. При этом промышленные дроны защищены от внешних воздействий, могут летать в любую погоду, не боятся снега, дождя и порывов ветра. К примеру, дрон может сделать точную карту полей, чтобы агроном определил места недосева, поражения растений болезнью, распространения насекомых-вредителей. Пилот составляет маршрут, дрон, следуя по нему, точечно распрыскивает препараты. Все поле заливать химическими веществами уже не нужно — экологично и экономично. Маршрут достаточно составить один раз. Дрон запомнит его и будет точно повторять раз за разом. А пилот… может сидеть у компьютера, просто нажимая нужные кнопки.

Объем мирового рынка дронов, по разным оценкам, составляет от $11,2 млрд до $19,3 млрд. По данным исследования MarketsandMarkets и Teal Group, большая часть беспилотников пока приходится на военные дроны. Они занимают 53% рынка, тогда как коммерческие — 47%. Дроны DJI, по оценке исследовательской компании DRONEII, занимают от 70% до 80% мирового рынка.

Если говорить о России, на сегодняшний день доля страны на мировом рынке равна 2%, то есть от $224 млн до $386 млн. Большая часть выручки предсказуемо приходится на оборонные проекты. Сегодня ни один эксперт не берется сказать, каким будет объем рынка лет через пять, потому что растет он стихийно и очень быстрыми темпами. Так, Федеральное авиационное управление США (FAA) признало, что оно недооценивало скорость распространения дронов: по его прогнозам, число коммерческих БВС в США должно было вырасти до 450 тыс. аппаратов к 2022 году, однако этот показатель был превышен уже в 2019 году. Растут и продажи.

«В 2019-м наши эксперты уже начали отмечать повышенный интерес к БПЛА. В том году Skymec достиг отметки в 700 млн рублей выручки и 52 млн прибыли. Однако взрывной рост продаж промышленных решений с применением беспилотных технологий пришелся на 2020 год. Из-за внезапного толчка развития цифровизации, вызванного пандемией, многие компании начали внедрять беспилотники в свои производственные процессы для минимизации издержек и сохранения конкурентных преимуществ. Например, в нашей компании продажи выросли примерно на 50%», — делится цифрами Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений Skymec.

При таких темпах развития отрасли прогнозы относительно широкого применения дронов в нашей повседневной жизни через пять лет уже не кажутся фантастическими. Кто знает, возможно, уже в ближайшем будущем мы будем вызывать БПЛА, чтобы отправиться в гости к любимой бабушке так же запросто, как сейчас вызываем такси. Главное — чтобы пилоты не подвели и точно рассчитали траекторию полета.

Автор: Наталья Сысоева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья