ENG

Перейти в Дзен
В мире, Интервью, Технологии

Пирет Хирв: «Мы больше 10 лет собираем данные о здоровье граждан»

Реформирование систем здравоохранения с помощью цифровизации на сегодняшний день является приоритетной задачей для большинства стран мира. Причиной тому служат ежегодный рост расходов на медицинские услуги, который, по данным ВОЗ, составляет в среднем 4–6%, и развитие высоких инновационных технологий. Об особенностях сферы здравоохранения в Эстонии и возможных способах ее преобразований рассказала Пирет Хирв — в прошлом советник по электронным услугам и инновациям в Министерстве социальных дел Эстонии, а ныне руководитель Connected Health Cluster Estonia — созданного при таллинском научном парке «Технополь» некоммерческого партнерства, занятого продвижением решений в области «подключенного» здравоохранения. 

Реформа здравоохранения и цифровизация медицины 

— Национальные проекты в области здравоохранения даже в США или Германии не привели к желаемым результатам. Почему вы уверены, что IT-реформа получится у маленькой Эстонии, не имеющей таких финансовых ресурсов?

— Я думаю, реформы не зависят напрямую от ресурсов. Тем не менее мы должны совершенствовать здравоохранение именно по причине недостаточности ресурсов, чтобы обеспечить работу сервисов в будущем. Доля пожилых людей в Эстонии увеличивается, поэтому возрастает спрос на медицинские услуги. Цифровизация даст возможности предоставления всех необходимых обществу услуг. Мы сможем заменить часть реальных манипуляций виртуальными: это позволит сэкономить время и деньги.

— Проблема еще и в том, что процесс внедрения инноваций в медицинскую сферу осложняется массой организационных, законодательных, научных и этических ограничений…

— Система здравоохранения очень консервативна, и не без причины. Мы все нуждаемся в надежных медицинских услугах. Необходимо соблюдать осторожность, когда дело касается здоровья и благополучия людей. Думаю, решение состоит во взаимодействии между всеми заинтересованными сторонами. Обычно врачи и пациенты лучше всех знают, какие на самом деле существуют проблемы. Разработчики, крупные и малые IT-компании, хорошо знакомы с новыми технологиями и понимают, как решить ту или иную задачу с технической точки зрения. Больницы и организации семейных врачей тоже должны быть вовлечены в процесс разработки инноваций, а новые цифровые технологии — включены в рабочий процесс медиков.

— Как же вовлечь врачей?

— Запустить обучение цифровым технологиям, чтобы они умели применять их в работе. Уместны и различные семинары и тренинги, ведь главная составляющая работы врача — общение с пациентами.

Также нужно задействовать фондовые организации. Они должны быть уверены, что сервис надежен и соответствует всем требованиям конфиденциальности. Необходимо вовлечь правительственные организации, такие как Министерство социальных дел и другие структуры, занимающиеся вопросами здравоохранения Эстонии.

Я считаю, что утверждением того или иного сервиса или отказом от его внедрения должно заниматься правительство, исходя из того, насколько данный сервис удовлетворяет требованиям конфиденциальности и безопасности.

Здоровье людей — главный приоритет в Эстонии

— Насколько система здравоохранения Эстонии сегодня устойчива?

— Система здравоохранения в Эстонии достаточно стабильна. Позднее мы, конечно, увидим результат влияния кризиса, так как медицина здесь финансируется государством и средствами от уплаты налогов. Если экономика будет терпеть убытки, необходимо найти дополнительные ресурсы, поэтому мы все больше используем инновационные цифровые технологии. Например, уже более 10 лет собираем данные о здоровье граждан: это поможет снизить затраты на нужды здравоохранения в будущем. Здоровье людей — главный приоритет в Эстонии. Работа системы здравоохранения основана на принципе солидарности, и мы должны удостовериться, что это продолжится в будущем.

— Помимо недостатка финансирования, с какими проблемами приходится еще сталкиваться при внедрении новых технологий в медицинскую практику?

— Это очень важный вопрос. Несмотря на то, что в Эстонии значительно продвинулось внедрение новых технологий, остается множество трудностей. Не до конца понятно, как наиболее эффективно использовать базу данных о здоровье населения, как использовать данные не только в социальной поддержке, но и в других сферах. Приватность данных — еще один важный вопрос. Кто несет ответственность за воплощение новых решений, за ошибки в технологии и ошибки врачей? Страховой вопрос состоит в том, как защитить пациентов и граждан от этих ошибок. Открытыми остаются вопросы о ресурсах, ответственности, взаимодействии систем, бизнес-моделях возмещения средств.

Стратегии развития — вопрос все еще открытый

— Знакомы ли вы с системами здравоохранения в других странах?

— Да, я изучала различные системы. В США на здравоохранение выделяется очень много денежных средств, но результат не самый лучший. В Нидерландах мы наблюдаем очень сложную систему: у них более двадцати организаций, которые финансируют сервисы. И результат их работы достаточно высокий. В Эстонии система довольно проста, качество сервисов не хуже, чем в Европе, а затраты — ниже. Поэтому пока непонятно, какая стратегия наиболее эффективна.

— Сегодня все чаще говорят о необходимости смены всей бизнес-модели здравоохранения. Нам известны три основные модели: полностью государственная, обязательная страховая и полностью рыночная. Есть ли какой-то четвертый путь?

— Как я уже упомянула, в Эстонии почти все сервисы полностью оплачиваются государством, и лишь очень небольшой вклад приходится на частное финансирование. Хорошим вариантом было бы сочетание этих двух источников. Но я полагаю, что финансирование — вопрос скорее политический. Цифровизация, безусловно, позволит добавить прозрачности в систему, снизить затраты, поэтому необходимо внедрение новых технологий в медицине — независимо от того, частный это сервис или государственный.

— Инновации в медицине имеют четыре основных направления: профилактика, ранняя диагностика, увеличение эффективности лечения и уменьшение затрат на медицинскую помощь. Что из этого получается у вас лучше всего?

— В Эстонии система здравоохранения ориентирована в большей степени на лечение, а не профилактику болезней или распространение здорового образа жизни. Возможно, это связано с механизмом финансирования, так как большая часть бюджета идет на лечение в больницах. К тому же человек должен сам нести ответственность за свое здоровье, нельзя рассчитывать только на возможности медицины.

Цифровые технологии и искусственный интеллект — уже в нашей жизни

— Не так давно в России многие были шокированы видео, в котором врач скорой помощи пытался поставить диагноз пациенту с помощью поиска в интернете. С другой стороны, в медицину все более активно внедряются системы искусственного интеллекта, занимающиеся, по сути, тем же самым…

— И врачи, и пациенты пользуются различными источниками для поиска информации. Понятно, что врач не может знать абсолютно все наизусть. Поэтому использование информации из других источников вполне допустимо, но только в том случае, если они надежны. Существуют источники и программы, основанные на искусственном интеллекте, которые задают пользователям вопросы об их самочувствии и способны предоставить верную, надежную информацию. Это помогает определить: насколько серьезно возникшее состояние, стоит ли посетить врача, или достаточно обратится к медсестре, или только принять определенные медикаменты из аптеки. Стоит помнить, что зачастую в ответ на свой запрос в интернете человек получает именно то, что он хотел бы получить. Вот почему так важна надежность источника.

— Любую болезнь лучше всего (а главное, дешевле) лечить на ранних стадиях. Как вы считаете, обязать всех эстонцев носить «мониторы здоровья», контролирующие как можно больше жизненных показателей организма и передающих их для обработки в единую медицинскую систему, — отличная идея или путь в тоталитарный мир?

— Обязывать каждого иметь при себе устройство, которое отслеживает состояние здоровья, — не лучшая идея. Достаточно проводить обследование ежегодно, тем более если человек ведет здоровый образ жизни. Постоянный мониторинг в итоге не улучшает состояние здоровья. Кроме того, если человек не получает реальной ощутимой пользы, быстро теряется мотивация продолжать использование устройства. Тот или иной девайс может быть полезен в качестве помощника в достижении определенной личной цели, например если необходимо пробежать 10 километров или сбросить 15 килограммов лишнего веса, снизить кровяное давление. Тогда устройство поможет отследить прогресс и выполнение необходимых действий.

— На какие сферы, по вашему мнению, коронавирус оказал наибольшее влияние? 

— Вирус оказал значительное негативное влияние на такие сферы, как, например, туризм, но для системы здравоохранения — наоборот. Сейчас в Эстонии, как и в других странах, в медицину быстро внедряются цифровые технологии, от которых чувствуется положительный эффект во всех сферах жизни.

Я получила много вопросов о том, есть ли какие-то специальные разработки по борьбе с COVID-19. Мой ответ — нет. В Эстонии практикуется следующее: лечение хронических заболеваний, видеоконсультации, разные решения для медсестер. Цифровые технологии применялись и до кризиса, но сейчас обострилось осознание того, что цифровизация способна предотвратить распространение многих инфекций — не только коронавируса. Я думаю, текущий кризис позитивно влияет на развитие и внедрение инновационных технологий, и мы должны воспользоваться этим моментом.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья