ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Пищевая промышленность и пандемия

Кирилл Миняев

Кирилл Миняев

Совладелец «Казанской фабрики хлеба»

Формально пищевая промышленность не входит в список предприятий, в первую очередь страдающих от кризиса. Аналитики прогнозируют, что отрасль «сожмется», но выживет. Правительство Москвы даже недавно опубликовало новость, в которой объявило, что объемы городских производств пищевых предприятий города не снизились. Это наверняка так, только индикатором проблем пищепрома в Москве и в Архангельске является не снижение объемов. У нас катастрофически снизилась доходность.

Пищевая промышленность и пандемия

Предприятия перестанут расти

Первым, самым очевидным последствием кризиса, станет стагнация. Предприятия, планировавшие расширение, модернизацию или выходы на новые рынки, как минимум отложат экспансии. «Казанская фабрика хлеба» рассчитывала весной 2020-го запуск производств для продажи в регионах Москва и Санкт-Петербург.

Нам пришлось не просто отложить эти планы: в текущих обстоятельствах мы рискуем от них отказаться. Пока мы настроены оптимистично и решили поменять стратегию, мы планируем привлекать private equity. Но наш пример — скорее исключение, мы пришли в этот бизнес не из аграрного сектора, а из ритейла и финансов, и наши компетенции позволили сделать адаптивной финмодель.

Пищевая промышленность острее переживает сырьевой кризис

Большинство производств в России не имеют своей сырьевой базы. Продавцы же сырья поднимают цены при каждом колебании всего, что двигается с амплитудой: курса валюты, цены на нефть и газ. Уже в марте наши закупочные цены на муку выросли на 40% и продолжают повышаться. Максимальную же наценку для каждого этапа товаропроводящей цепи правительство РФ предлагает ограничить 10%.

Объемы производства мы снизить не можем без потери контрактов на поставку. Сегодня наш хлеб и хлебобулочные изделия представлены в 800 магазинах. Основная часть отгрузки — 8 крупных контрактов с торговыми сетями. Минус один контракт даст снижение суточного производства на тонны. Сейчас мы — заложники. Работаем в счет своей маржи. Но такие продукты, как хлеб и молоко, — низкомаржинальные и при этом — скоропортящиеся. Нельзя испечь хлеба впрок и остановить производство, аналогично — с молоком.

В России достаточно много дотационных предприятий в области пищепроизводства, ситуация на них будет зависеть от управляющих компаний холдингов, которым те принадлежат. Для всех, кто строил доходный бизнес в этой отрасли, идёт обратный отсчет.

Отрасль учится объединяться

Недавно Руспродсоюз опубликовал открытое письмо правительству РФ, в котором просит предпринять меры поддержки отрасли. К ним относятся налоговые и арендные каникулы, освобождение от коммунальных платежей социально значимых производств, введение ввозных таможенных пошлин на продукты питания и пр. Многие производства по факту являются социально значимыми, но не имеют этого статуса официально, мы в их числе.

Как следствие, претендовать на дополнительные льготы мы не можем. Хотя наш хлебозавод работает на полную мощность в пандемию и работал бы в период военных действий, но за ту же электроэнергию такие предприятия, как мы, платим полную стоимость, наравне с казино, а не тариф 50%, как те же военные. Этот фактор в сочетании с повышенными ценами на сырьё и фактически не всегда работающими мерами поддержки, существующими сегодня на уровне постановлений, но не реализованными исполнителями, делают выживание очень сложным.

Уже к концу года отрасль пищевой промышленности потеряет сотни игроков. Самый очевидный путь выхода из сырьевой ловушки — объединения. Мы выступили с инициативой к представителям региональных хлебозаводов в части объединения закупок, но на практике этот процесс очень сложный и долгий в реализации. Многие предприятия все еще действуют по принципу «каждый сам за себя» и не поддерживают инициативу. Думаю, что это проблема идеологическая, а где-то — политическая. Возможно, в других областях пищевой промышленности существуют другие примеры. В хлебной же производители объединяются ради совместных заявлений и просьб, но нам пока сложно коллаборироваться с целью совершения оперативных и конкретных действий для бизнеса.

Очевидные выходы для отрасли губительны

Отказ от перехода на совместные закупки не означает, что предприятия не принимают самостоятельных мер к выходу из кризиса, самая очевидная из которых — изменение продукта. Как следствие, потребитель получит товар чуть меньшего веса или худшего качества. Появятся новые продуктовые линейки эконом-класса, уйдет часть продуктов высокого ценового сегмента.

Но вывод нового продукта — тоже затраты. Те, кто не найдет средств и «съест» кредиты или собственные запасы раньше относительного восстановления рынка, не выживут. Дотационные предприятия заполнят освободившиеся ниши объемами, но не смогут обеспечить разнообразие. Не стоит забывать, что многие крупные дотационные хлебзаводы — не бизнес вообще. Известны предприятия, которые содержат на своих территориях бассейны, сауны, огромные кабинеты и спортзалы для директоров. В конечном итоге за все это платит потребитель. У этих предприятий и сейчас нет цели оптимизировать расходы.

Все эти факторы окажут влияние на ассортимент магазинов и качество продукции, цена на которую всё равно вырастет. Потребители, а это мы сами, будут есть менее вкусную, менее качественную, но более дорогую еду.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья