• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Стартапы, Финансы

Платишь, если болеешь: появилась альтернатива ДМС

До выхода на рынок высокотехнологичного проекта BestDoctor никто в России не предлагал корпоративного медицинского обслуживания по модели селф-фандинг. Сервис, позиционирующийся в качестве альтернативы ДМС, позволяет работодателям оплачивать лишь те врачебные и диагностические услуги, которые фактически были оказаны их сотрудникам, экономя тем самым на медицинской страховке. К системе BestDoctor уже подключено больше тысячи российских клиник, услугами сервиса пользуются десятки предприятий. Об истории успеха компании, привлекшей в 2017 году инвестиции на сумму 32 миллиона рублей, рассказал ее CEO и основатель Марк Саневич.

Перспективная ниша

BestDoctor запустили трое выпускников МГУ и МФТИ в 2015 году. Филипп Кузнецов взял на себя техническую часть проекта, Марк Саневич – общее руководство, заняв пост гендиректора. Третий участник команды, Михаил Беляндинов, стал исполнительным директором, взяв на себя развитие операционной системы сервиса. Начальный капитал компании был сформирован за счет собственных накоплений основателей. Первые внешние средства стартап получил в 2016 году через акселератор Фонда развития интернет-инициатив. Основатели проекта также прошли акселерационную программу немецкой фармацевтической корпорации Bayer «Grants4Apps». Тогда же была найдена и перспективная ниша, не занятая в России – IT-сервис в сфере корпоративного страхования. Подготовкой к запуску сервиса стартаперы занимались 9 месяцев – этот срок ушел на доработку технической части проекта и поиск партнерских клиник. Запуск проекта, стартовавшего в августе 2016 года, обошелся в 3 миллиона рублей.

Первым же клиентом BestDoctor стал фармацевтический дистрибьютор «Пульс», который в качестве пилотного проекта подключил к системе 300 своих сотрудников. Предложенная BestDoctor модель показала экономическую эффективность, после чего «Пульс» перевел в эту систему обслуживания весь свой персонал в 17 российских регионах. Прежде компания тратила на медицинские страховки 35 миллионов рублей; обслуживание сотрудников по модели селф-фандинг обходится ей в 14 миллионов. Таким образом, двигателем стартапа стали его реальные результаты. На следующий год молодую команду поддержал фонд бизнес-ангелов AddVenture, инвестиции внесли и несколько частных лиц. Полученные деньги были направлены на маркетинг и техническое развитие сервиса.

Альтернатива ДМС

Систему селф-фандинга (самофинансирования) используют 60% корпоративных клиентов в США, однако в России до недавнего времени она была неизвестна. В нашей стране индустрия медицинского страхования достаточно консервативна, в то время как на западном рынке ее давно меняют и совершенствуют такие яркие стартапы, как, например, Oscar Health, Collective Health и Clara Analytics.

«Разница между ДМС и селф-фандингом заключается в том, что во втором случае работодатель оплачивает только реально оказанные медицинские услуги и комиссию провайдера», – объясняет Марк Саневич.

При таком подходе затраты существенно снижаются при сохранении прежнего объема и качества медицинских услуг. Основатель сервиса приводит пример: 40 медицинских полисов по 20 тысяч рублей раньше обходились работодателю в 800 тысяч рублей ежегодно. Если в клинику за это время обращаются 30 сотрудников, каждый из них получает услуг на 10 тысяч рублей, реальная цена медобслуживания составляет 300 тысяч рублей. Разницу забирает страховая компания, которая к тому же не раскрывает клиентам действительную стоимость услуг.

При подключении к системе BestDoctor переплата исключается – работодатель платит лишь за фактически оказанные медуслуги. Основа технологичного подхода BestDoctor – особый алгоритм анализа, который применяется для предварительного расчета медицинских рисков. Исходя из демографических характеристик сотрудников и ряда других факторов, платформа предлагает заказчику оптимальный годовой бюджет на медицинское обслуживание. Статистическая модель, лежащая в основе этих расчетов, была разработана основателями компании. В течение года после каждого обращения сотрудника в клинику деньги списываются со счета компании. Если была использована не вся сумма, остаток либо возвращается работодателю, либо остается в системе в качестве резерва – на случай тяжелых заболеваний работников или для покрытия расходов на плановые операции.

Доход BestDoctor формирует фиксированная абонентская плата, которую сервис удерживает с работодателя – она составляет 4 тысячи рублей в год на одного сотрудника. Доступ к медицинской карте каждого сотрудника осуществляется в режиме онлайн. Для клиентов сервиса организован круглосуточно работающий консьерж-сервис. Вопросы также можно задать через чат.

Команда и продвижение: кейсы от BestDoctor

Компания очень быстро набирает обороты, и чтобы продолжать наращивать заданный темп, основатели лично обучают топ-менеджеров принципам планирования, рациональной расстановке приоритетов и работе с To do-листами.

Руководитель компании уверен: сотрудникам следует поручать не KPI (ключевые параметры), а framework – «небольшой кусочек бизнеса под личную ответственность».

«Свобода действий в рамках доверенной зоны помогает раскрывать и взращивать лидерские качества и творческий потенциал в сотрудниках. Важно подавать людям личный пример – у топ-менеджера должны гореть глаза, если от рядовых сотрудников он ждет того же, – считает Марк Саневич. – Отдел продаж всегда старается предложить клиенту не просто продукт, а решение, которое поможет ему наладить процессы и забыть о “болях”, связанных с медицинским обслуживанием. BestDoctor подбирает такое решение на основе аналитики данных о компании клиента».

Выступления стартаперов на профильных мероприятиях, в СМИ, в социальных сетях и использование других возможностей для популяризации современного подхода к корпоративному медицинскому обслуживанию также приносит плоды.

«Многие отмечают, что им удалось оптимизировать раздутый страховыми компаниями бюджет и направить средства на другие, более важные для бизнеса цели», – говорит Саневич об отзывах корпоративных клиентов.

На сайте bestdoctor.ru указано, что экономия клиентов благодаря использованию сервиса составила 32%.

Перспективы

За последний год количество собственных сотрудников BestDoctor выросло с 10 человек до 60. Как рассказал Марк Саневич, сегодня к платформе подключено более 1200 клиник. У сервиса насчитывается 48 корпоративных клиентов – среди них такие компании, как TEVA, «Эвотор», ostrovok.ru, IVI, Mamba, ИД «Комитет», «Нетология» и AIM TECH. На самоокупаемость BestDoctor планирует выйти к концу 2018 года.

По словам руководителя BestDoctor, рынок ожидает развитие медицинской маршрутизации и кросс-менеджмента.

«Будущее – за комплексными системами управления здоровьем», – подчеркивает Саневич.

Одним из главных достижений компании он считает тот факт, что уже удалось «встряхнуть» консервативный рынок медицинского страхования, и его крупнейшие игроки стали воспринимать BestDoctor как конкурента. Конечную же свою миссию основатели видят в том, чтобы «сделать медицину доступнее» и повысить ее клиентоориентированность.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»