ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Почему российским корпоративным мессенджерам не надо заменять иностранных игроков

Андрей Демин

Андрей Демин

Генеральный директор tada.team

По данным исследования Агентства инноваций Москвы, посвященного рынку корпоративных мессенджеров в России и мире, за последние два года мессенджер стал якорным инструментом корпоративной коммуникации. Так, 70% директоров по развитию крупных российских и международных компаний планируют приоритезировать инвестиции в коммуникационные технологии, а 56% сообщили, что уже стали использовать цифровые решения в этой области значительно активнее.

Если говорить о российском рынке корпоративных заказчиков, то мы видим, как меняется ситуация с апреля прошлого года. Еще до начала СВО и обрушившихся на Россию санкций интерес к рынку российских систем корпоративных коммуникаций стабильно рос. А после февральских событий он вырос в геометрической прогрессии, и этот тренд продолжается. Крупные компании, а также небольшие бизнес-команды начали активно переключатся на российские решения, но большинство пока изучает возможности отечественных коммуникативных сервисов.

Оказалось, что в целом потребности плюс-минус одинаковые. Это как в физике, где есть интересное устройство ПИД-регулятор: при измерении он начинает болтаться, но в итоге выходит на прямую. Точно так же и с российским рынком: в 2022 году он вроде бы понял, чего хочет, «вышел на прямую» своих требований, и сейчас мы уже видим определенный набор пожеланий к коммуникационному продукту.

Надо сказать, что пожелания эти вполне естественные. Бизнес хочет, чтобы все было как было, чтобы не пришлось менять бизнес-процессы и правила коммуникации в компании. А так как Microsoft Teams и Slack лидировали в своих сегментах бизнеса, то желание заказчиков чаще всего выглядит: чтобы все было, как у них.

Но давайте вспомним, что первый релиз Microsoft Teams был представлен еще в 2016 году. То есть фактически мы имеем дело с продуктом, жизненный цикл которого составляет уже порядка 10 лет. Думаю, что большого смысла импортозамещать подобную систему просто нет. Нужно делать шаг вперед, то есть создавать коммуникационный продукт нового уровня. И стоит ориентироваться не только на текущие потребности клиентов, а нужно предугадать то, что будет нужно пользователям через 2–3 года, и отчасти самим сформировать новый круг потребностей.

Уже сейчас, не говоря о перспективе 3–5 лет, мало создать просто удобный инструмент, который адаптирован для работы на мобильных устройствах, обеспечивает контроль доступа и разные каналы коммуникаций (чат, звонок, видео). На самом деле, пользователю уже важно получать ту информацию, которая ему нужна. Я имею в виду поддержку искусственного интеллекта (ИИ). Важно иметь не просто инструмент общения между сотрудниками, но средство коммуникации сотрудников с компанией. Какие-то элементарные подсказки ИИ уже выдает.

Например, с помощью чат-бота корпоративный пользователь может уточнять, сколько дней отпуска у него осталось. Надеюсь, через какое-то время система ИИ сможет отвечать на запросы типа: «Скажи, пожалуйста, как мне стать начальником нового департамента в своей компании?» И система будет выдавать некую «дорожную карту», перечень навыков, алгоритм действий. Это лишь один из примеров помощи искусственного разума в не самом отдаленном будущем.

Уже в ближайшее время искусственный интеллект позволит избавить сотрудников от рутинной работы. Например, чат-бот позволит выдавать стенограммы совещаний, формировать текстовые резюме и выжимки по различным мероприятиям, представлять список задач и автоматически добавлять людей, которые должны будут эти задачи выполнять или отслеживать. Мессенджер — это уже не просто инструмент коммуникаций. Любая успешная компания очень серьезно относится к нему как к средству объединения сотрудников для движения к единой цели. Таким образом, мессенджер становится не просто системой для повышения эффективности определенных процессов (сокращение документооборота, оптимизация решения задач и т.д. ), но и реальным инструментом вовлечения сотрудников в цели и задачи бизнеса. Это позволяет активизировать работу, повышать лояльность людей к корпорации.

Думаю, что корпоративные сервисы для сотрудников в  ближайшем будущем станут похожи на «Госуслуги» — в нем тоже будет реализован принцип одного окна с поддержкой робота. При этом я убежден, что типовые решения уже перестают работать. Нельзя просто взять тиражированный продукт и поставить его в тысячи компаний. Дело в том, что каждый серьезный бизнес ориентируется на индивидуальные решения и уверен, что принципы развития его компании — это ноу-хау.

Конечно, невозможно для каждого заказчика делать решение с нуля. Но можно создавать его на основе гибкого конструктора. По такому пути, например, уже давно идут крупнейшие мировые автопроизводители: они не создают каждую модель с нуля, а предлагают платформы, на базе каждой из которых выпускают несколько моделей. И мы тоже хотим создать свою платформу, с которой можно будет приходить к любому заказчику и, используя определенный набор инструментов, собирать конкретную модель корпоративного мессенджера на основе полученных требований. Наша идея состоит в том, чтобы tada мог использоваться заказчиком с высоким уровнем самостоятельности, то есть с минимальным вовлечением нас как разработчиков и интеграторов.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья