ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Инвестклимат

Почему турбизнес перестал привлекать инвесторов

Пандемия коронавируса закрыла границы. Казалось, внутренний туризм оживился: путешественники поехали в Ялту и Сочи, открыли для себя Светлогорск и Кисловодск, полюбовались Волгой и Окой, заинтересовались местной кухней и краеведческими музеями. Да, в нашей стране есть на что посмотреть. Тем не менее индустрия гостеприимства даже после выхода из карантина продолжает нести убытки. В кулуарах заговорили о разработке большого национального проекта «Туризм», а представители ресторанного и гостиничного бизнеса собрались на пресс-конференцию, чтобы обсудить проблемы отрасли. Похоже, пока туристы наслаждаются отдыхом на родных просторах, отельеры и рестораторы думают лишь о том, смогут ли продолжать оказывать гостеприимство или бизнес придется закрыть.

Карантин отменили, проблемы остались

«Нынешний кризис — уже пятый на моем веку. Но таких больших потерь, как в этом году, не было никогда. До сих пор есть регионы, где рестораны еще не открылись. А из тех заведений, что открылись, лишь единицы вышли на прибыль, остальные продолжают нести убытки», — заявил президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров

По словам Бухарова, пандемия изменила и покупательскую способность, и паттерны поведения посетителей — только 40% россиян сегодня готовы вести тот же образ жизни, что до карантина. Не добавляют рестораторам оптимизма и слухи о скорой второй волне эпидемии коронавируса в России. Трудовые мигранты, на которых в основном держалась индустрия гостеприимства, перестав получать зарплату, уехали на родину, худо-бедно трудоустроились и пока боятся ехать в мегаполисы на заработки — вдруг снова объявят карантин? Москвичи и питерцы тяжелой работы в гостиницах и ресторанах избегают, предпочитают уютные офисы. Проблема кадров, считает Бухаров, является одним из серьезнейших вызовов, полученных индустрией. И настаивает на том, что вся отрасль нуждается в серьезной трансформации.

С Игорем Бухаровым согласна председатель Союза туризма и гостеприимства Наталья Изюмова, которая заметила, что за последние полтора года турбизнес дважды менял курирующие министерства, и эта неопределенность не пошла ему на пользу.

«Нужно выработать четкие и понятные правила ведения туристического бизнеса. Рынок не может нормально работать, если правила постоянно меняются. Например, понятно, что руководство гостиниц, санаториев должно заботиться о безопасности постояльцев. Но какая семья захочет поехать на выходные в загородный отель, если перед этим всем домочадцам надо сдать анализы на коронавирус и получить справки в поликлинике об эпидемиологическом окружении? Если родители работают, заниматься этим им некогда. А если попробовать ускорить процесс — сдать анализы и взять справки платно, то цена услуг будет примерно равна цене путевки. Хорошо бы при принятии новых правил или разработке программ по развитию туризма власти советовались с представителями бизнеса», — сказала Изюмова.

Отрицательное сальдо, положительный настрой

Руководитель аналитического центра Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян был еще более категоричен в своих оценках и в доказательство того, что турбизнес нуждается в новой стратегии развития, привел некоторые цифры. По его словам, только за март индустрия гостеприимства понесла 25 миллиардов рублей убытка (подсчеты велись вместе с Министерством экономического развития). Да, пандемия заставила всех взглянуть на туристическую отрасль по-новому. Но проблема в том, считает Еремян, что в индустрии и до кризиса все было печально, карантин лишь четче обозначил уже имеющиеся проблемы.

«У нас отрицательное внешнее торговое сальдо ежегодно составляет $35 миллиардов. Это значит, что 10 миллиардов приезжает в страну с туристами, а 45 — из нее уезжает. Получается, Россия каждый год недосчитывается 4,5% ВВП, 4 миллионов рабочих мест. Российским туристам, у которых есть деньги, проще и порой выгоднее отправиться отдыхать за рубеж — есть чартерные рейсы, безвизовые страны, долгосрочные визы. Иностранным туристам, для того чтобы въехать в нашу страну, надо получить визу, то есть заплатить немаленькие деньги и при этом пройти семь кругов ада. А что они получат взамен? Много ли у нас высококлассных пятизвездочных гостиниц?» — спрашивает Еремян.

И приводит в пример ОАЭ, где объем туриндустрии за последние 15 лет вырос с $1 до $15 миллиардов. Произошло это, по словам Еремяна, благодаря отсутствию налогов, упрощению визового режима, созданию свободных экономических зон. В России же налоговая нагрузка на туристический бизнес очень серьезная.

«Когда туристы спрашивают, почему у нас в Сочи все так дорого, они должны понимать, что дорого не у нас, а у государства. Чтобы заплатить все налоги, бизнесу приходится держать цены. При этом привлечь в туриндустрию инвесторов становится все труднее. Россия — страна экономики, ориентированной на экспорт, что подразумевает постоянное обесценивание национальной валюты. За 12 лет рубль обесценился в 12 раз. Инвесторы не хотят иметь дело с теми активами, которые нацелены на выручку в рублях», — считает Еремян.

Зачем иностранцам ехать на Байкал?

Временное оживление внутреннего туризма в связи с карантином и закрытием границ туристическую отрасль не спасет, согласились все участники пресс-конференции. Руководитель управления проектами в субъектах РФ Союза туризма и гостеприимства Ксения Звонковская считает, что отрасли недостает качественных цифровых услуг, например удобной системы бронирования, подобной Booking.com. Игорь Бухаров отмечает, что многие туристы, приехав в российскую глубинку и восхитившись красотами природы, обратили внимание на минусы сервиса — отсутствие уютных ресторанов, удобных кроватей в гостиницах, интересных магазинчиков. Роман Еремян уверен: чтобы отрасль начала выходить из кризиса, необходимо возлагать надежды не столько на внутренний туризм (66 миллионов россиян, по его словам, имеют настолько низкие доходы, что им не до путешествий), сколько на въездной — внешний рынок более емкий и платежеспособный. Одними только красотами природы путешественников не завлечь. За туриста надо биться, предлагая ему путевки и авиабилеты по привлекательным ценам, интересные экскурсии, высокий уровень сервиса.

«Я с 2010 года слышу разговоры о том, что вот-вот начнется бурное развитие туризма на Байкале. Но великолепные пейзажи не затмят несовершенств инфраструктуры, слишком больших транспортных расходов и короткого туристического сезона — всего 30–40 дней комфортной погоды в году. Может ли турбизнес при таких условиях быть прибыльным? Вообще, авиаперелеты по России — это почти всегда дорого. У нас по сравнению с Турцией почти нет чартеров, авиакеросин стоит на 40% дороже, чем в Европе. Когда мы говорим о развитии туризма, то в одной руке должны держать мечты, в другой — калькулятор», — убежден Еремян.

Представители индустрии гостеприимства считают, что отрасль нуждается в срочной трансформации, но устанавливать новые правила игры государство должно в тесном сотрудничестве с представителями бизнеса, которые знают о проблемах, с которыми сталкиваются рестораторы и отельеры, не понаслышке.

Автор: Наталья Сысоева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья