ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Почему всем нравится секретарша Маша

Она вежливая и доброжелательная, обаятельная и ответственная. Она никогда не болеет и всегда в хорошем настроении. Она рада любым звонкам и не устает от общения. У нее приятный голос и она не повышает его даже на самых агрессивных, эксцентричных, навязчивых абонентов. Она — цифровой секретарь Маша. Придумал и создал милый голосовой телеграм-бот Роман Рабочий, СЕО стартапа DeepVoice. Зачем нужны цифровые секретари, как они могут облегчить нашу жизнь и почему на рынке голосовых ботов уже в ближайшее время ожидается бурный рост?

У меня зазвонил телефон

В пятницу утром Роману было просто необходимо сосредоточиться и как следует поработать. Но сначала позвонил приятель (рассказ о том, как он целый месяц путешествовал по разным городам и странам, просто невозможно было прервать), потом мошенники от имени Сбербанка потребовали сообщить данные банковской карты, «чтобы с нее не похитили все деньги», затем одно за другим поступили сразу два заманчивых предложения: пройти бесплатное обследование суставов в медицинском центре на другом конце Москвы и принять участие в социологическом опросе (тоже совершенно бесплатно). Где-то на седьмом звонке стало понятно: день безнадежно испорчен, поработать не удалось, уйма времени потрачена впустую.

Тогда Роман отдал свой телефон жене Юле и попросил немного побыть его секретарем — вежливо отвечать на звонки, сообщать, что владелец телефона в данный момент занят, спрашивать, не нужно ли что-нибудь передать. Юля справилась с ролью секретаря отлично, а друзья дружно одобрили решение:

«Личный секретарь — это же огонь! Круто! Вот бы и нам такого». 

И стали жаловаться, что общение в мессенджерах и телефонные разговоры отнимают полжизни. Так родилась идея стартапа DeepVoice, который предлагает услуги личного цифрового секретаря Маши.

«Я интроверт, увлеченный IT. Закончил военное училище по специальности “радиоэлектроника”, работал в области телекоммуникаций. Задача сделать цифрового клона, который коммуницировал бы с внешним миром, оставляя людям время поразмышлять и помечтать, показалось мне необычайно интересной. Проводить большую часть дня за пустыми разговорами — неправильно и недальновидно, ведь в обществе все заметнее разделение не только на бедных и богатых, но также на умных и тупых. Благодаря секретарю высвобождается довольно много времени, которое можно потратить на развитие, чтение, обучение, хорошую музыку», — рассказывает Роман.

Почему секретаря назвали Машей? Да просто в тот момент, когда Юля и Роман обсуждали, каким должен быть голосовой помощник, их дочка Маша вертелась рядом. К тому же имя Маша — одно из самых популярных во всем мире. И это важно, потому что у DeepVoice — большие планы.

Просто Мария

Уже в следующем году секретарь Маша, по словам Романа, выйдет на испаноязычный рынок и будет очаровывать пользователей из Испании, Аргентины и Мексики под видом помощницы Марии. Это имя там хорошо известно, предварительные договоренности уже есть, перевод реплик и их адаптация почти закончены. В общем, работа проделана большая. Но внешние инвестиции в проект пока не привлекались.

«Я привлек к проекту своего приятеля, мы стали партнерами и вместе инвестировали в создание Маши около $100 тысяч. Обошлись своими средствами. Наняли сотрудников, пообещав им долю в DeepVoice. Сразу выпустили первую, очень скромную и простую, версию Маши и начали на этом зарабатывать. Инвестиции окупились даже раньше, чем мы планировали», — делится Роман.

Стартап запустился только в этом году, но сразу вызвал небывалый интерес — услугами виртуальной секретарши захотели воспользоваться очень многие. Первыми клиентами стали друзья Романа, они рассказали о необычном решении своим знакомым, те заразили интересом к Маше своих друзей и родственников — решение оказалось виральным. Уже через месяц на Романа обрушился шквал заказов от самых разных людей из самых разных городов — все они хотели секретаршу Машу. При этом денег на рекламу и маркетинг основатель стартапа не тратил: сработало сарафанное радио.

Сегодня среднестатистический клиент DeepVoice — житель города-миллионника. Ему 30–40 лет, он тратит на телефон 600 рублей в месяц и получает больше пяти звонков в день.

По словам Романа, самые благодарные клиенты — риелторы. Им звонят постоянно: ночью и ранним утром, во время планерок и когда они в разъездах, на показах квартир. Ответить на все звонки просто не представляется возможным. Поэтому риелторы очень рады помощи Маши, которая вежливо говорит с потенциальными продавцами, покупателями, арендаторами жилья, аккуратно записывает вопросы, с которыми они обращаются, а также их телефонные номера.

Машей можно пользоваться бесплатно или за деньги. Существует бесплатный тариф, в него входят ответы на 50 звонков в месяц. Около 90% пользователей утверждают, что им этого хватает. Но некоторые особо общительные и деятельные граждане хотят большего. Им Маша предлагает купить подписку, которая стоит от 149 до 299 рублей в месяц. Проект зарабатывает исключительно за счет подписок.

Звонки, которые мы сбрасываем во время совещаний, конференций, важных переговоров, вождения автомобиля или не слышим, находясь в транспорте, плавая в бассейне, занимаясь фитнесом, переводятся на Машу. Запись (аудиофайл и расшифровка) всех разговоров приходит в Telegram. Причем Маша сверяет телефон с данными в интернете, и, если находит совпадение, сообщает, из какой компании был сделан звонок, к примеру: пишет «возможно, это Сбербанк».

Ревнивые жены выбирают Мишу

Интересно, что когда люди слышат автоответчик, они в подавляющем большинстве случаев кладут трубку. Когда отвечает Маша, с ней разговаривают. Все дело в том, считает Роман, что у нее приятный живой голос, живые реакции, она может поддержать разговор. Вот как звучит типичный диалог с Машей:

— Здравствуйте! Роман сейчас занят. Что ему передать?
— Ой! Простите, а вы кто?
— Я просто секретарь.
— Ничего себе… Передайте ему, пожалуйста, чтобы он мне перезвонил.
— Простите, а по какому вопросу вам перезвонить?
— Я по поводу бойлера звоню.
— Хорошо, я передам, спасибо. До свидания!

«В Машу я вложил все знания и опыт, накопленные за годы работы в телекоме. Это продукт на стыке технологий телефонии, распознавания речи и обработки естественного языка», — говорит Роман. 

Вначале в программу было заложено всего несколько стандартных вариантов ответов, но Маша постоянно развивается, учится реагировать на новые сценарии поведения людей. Ее все труднее отличить от милой молодой девушки. Что, как ни странно, вызывает некоторые сложности. Так, ревнивые жены бывают очень недовольны, когда звонят мужу и слышат очаровательный девичий голос: «Здравствуйте! Максим сейчас занят…» По просьбе некоторых пользователей Роман разработал «мужской» вариант AI — секретаря Мишу с голосом низким и брутальным.

Миша, как и Маша, может поддерживать разговор в течение минуты. Главная задача цифрового секретаря — узнать, кто и зачем звонил. Роман рассказывает, что пробовал сделать более игривую версию Маши, которая умела шутить, но пользователи этого не оценили.

А вот идея навсегда отбить охоту у мошенников или рекламных спамеров звонить по вашему номеру может зайти, считает Роман. В случаях, когда Маша будет точно понимать, что звонок — спам, она начнет «включать дурочку» и издеваться над спамером, заставляя его подолгу ждать, жалуясь на жизнь, здоровье и шумных соседей.

Есть в арсенале DeepVoice и «Маша для бизнеса» — услуга, когда на звонки отвечает не AI, а живой человек. По сути, Роман переупаковал обычный колл-центр, сделав предложение более современным. За 5000 рублей в месяц звонки принимает реальная, а не виртуальная девушка, и так же, как цифровая Маша, отправляет запись разговоров и их расшифровку пользователю в Telegram. Роман уверяет, что все записи после их отправки сразу стираются, что гарантирует безопасность клиентов DeepVoice.

«В ближайшее время рынок цифровых секретарей ждет взрывной рост. Ведь Маша и подобные ей проекты дарят людям чувство спокойствия — позволяют меньше отвлекаться на ненужные разговоры и в то же время не пропускать важные звонки. Кстати, через три дня после публичного запуска Маши сотрудники одного известного банка предложили мне аналогичную работу. Когда я отказался, пообещали полностью оплатить мне затраты на создание Маши, лишь бы я не мешался под ногами. Я не согласился. И спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот, очень похожий на мою Машу», — делится Рабочий.

Машу копируют, но Роман считает, что сильно переживать по этому поводу не стоит. Главное — не жаловаться, а все время стараться улучшать свой продукт. Пока большая компания будет заниматься согласованиями, устраивать конференции и брейнштормы, стартап уже протестирует несколько новых идей и сделает свое решение чуточку круче, уверен разработчик Маши.

Автор: Наталья Сысоева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья