ENG

Перейти в Дзен
Стартапы, Финансы

Подходит ли Россия для финтеха

Принято считать, что российский рынок не самый привлекательный для запуска и тем более активной работы технологического стартапа. А создать по-настоящему успешный проект можно, лишь имея глобальные амбиции и планы. Для такой отрасли, как финтех, это утверждение не вполне верное, полагают игроки рынка; более того, именно для проектов в этой нише в России существует весомые преимущества. Топ-5 из них назвали участники встречи Fintech Family powered by TalkBank. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

К «цифре» готовы 

Считается, что российский рынок для работы стартапа слишком мал, а сугубо локального игрока могут позволить себе разве что США и Китай. Однако в случае с рынком финтеха ситуация все же иная, полагает соруководитель Goldman Sachs в России Дмитрий Седов, в том числе для проектов, которые хотят стать большим и успешным бизнесом в будущем.

«Рынок финтеха в России касается каждого человека, поэтому он достаточно велик, не надо никуда уезжать. Бизнес можно строить здесь, растить его, делать публичным», — говорит Седов.

Дополнительным бонусом для финтех-стартапов будут крайне высокие темпы цифровизации банковского сектора в стране, а также принятие «цифры» рынком в целом. В частности, напоминает эксперт, использование банковских карт в российском ритейле за четыре года выросло с 30% до 70%: это фантастические темпы.

В результате это формирует среду, когда, несмотря на сложности ведения бизнеса в России, предприниматели продолжают создавать свои продукты, а инвесторы в них инвестировать, отмечает Дмитрий Седов.

Снова решают… кадры

Серьезным аргументом в пользу запуска финтех-стартапа остается широкий выбор профильных кадров, что по-прежнему отличает российский рынок от других стран. Более того, многие из специалистов настроены на рост и развитие именно в рамках инновационных проектов.

«Россия генерирует наибольшее число выпускников технических специальностей, ежегодно это более 400 тысяч человек», — напоминает Дмитрий Седов.

В том числе это специалисты в сфере ИТ и инженеры, таких масштабов больше в мире нет ни у кого, уточняет он.

«Мы видим, что в России есть просто колоссальный пласт инноваторов, которые делают решения, которых нет в других странах», — отмечает Михаил Бернер, глава Visa в России.

В том числе таких решений нет в Кремниевой долине в США, отмечает он.

Ниши для роста

Российский рынок часто называют не самым простым для развития финтех-стартапа из-за высокого уровня уже существующих сервисов, вследствие чего попросту трудно придумать что-то новое, в то время как за рубежом, отмечает принципал в Fort Ross Ventures Денис Ефремов, простые и в чем-то банальные решения вполне могут вывести компанию на IPO (например, компания Affirm, вышедшая на бирже в январе и предлагающая решения по отсрочке платежа).

«Российский рынок суперразвитый: интернет-пенетрация у нас одна из самых высоких в мире, уровень цифровизации также высокий», — напоминает Денис Ефремов.

Однако на рынке финтех-решений как раз есть свободные ниши, которые только ждут своих единорогов. Например, на рынке по-прежнему нет персонализированных сервисов по управлению личными финансами, отмечает Владимир Стасевич, вице-президент, руководитель кластера Daily Banking МТС Банка.

«Такая задача в принципе еще не решена, сервиса-чемпиона нет. В финансовой сфере умные помощники пока не созданы», — отмечает Владимир Стасевич.

Создать такой сервис могут позволить массивы Big Data пользователей, которыми обладают телеком-компании, в том числе это данные о «стиле» жизни пользователя, о том, какие места он посещает и т.д. В конечном итоге они могут оказаться ценнее для финтех-сервисов, нежели данные о транзакциях, которые есть у банков.

«У связи с телекомом есть интересные преимущества, Big Data — это серьезное преимущество, мы на него делаем ставку, будем развивать тему персонализации серьезно», — отмечает Стасевич.

Драйвер «серой» зоны 

Прорыв на рынке российского финтеха в том числе был связан с несколько запаздывавшей за инновационными решениями регуляторикой.

«Долгое время цифровые компании, электронные кошелки находились в достаточно свободном поле; это позволяло творить, думать, развиваться, привлекать кадры, платить хорошую зарплату», — напомнил Михаил Попов, основатель и CEO TalkBank.

Однако в настоящее время ситуация меняется, что может стать барьером для создания и роста финтех-компаний, поскольку банально уменьшит возможности, которые существуют на рынке.

«Сейчас рынок начинают все больше регулировать, и это может снизить скорость развития», — полагает Михаил Попов.

Также сложность все чаще будет создавать крупный бизнес, который развивает инновации внутри компаний, забирая часть рынка у стартапов. В том числе это относится и к банкам, которые теперь запускают инновационные решения и сервисы самостоятельно, в отличие от европейских коллег.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья