ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Подлодки для товарища Кима

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

Северная Корея долгое время тратит все имеющиеся ресурсы на создание ядерного оружия как единственного средства своей безопасности. Однако, кроме непосредственно ядерных ракет, Северная Корея обладает более 70 подводными лодками, что является крупнейшим подводным флотом в мире. Хотя большая часть ее подводных лодок несовершенна, Северная Корея продолжает создавать новые подлодки, считая их надежным и скрытым средством ядерного сдерживания морского базирования.

Разработка

Впервые о разработке в Северной Корее некой новой подлодки, способной запускать ракеты средней дальности, сообщило в 2014 году Министерство обороны Республики Корея. Подтверждением этому стало также создание новых объектов инфраструктуры (причальных сооружений, подземных объектов) недалеко от судоверфи SinpoSouth. Источники идентифицируют подводную лодку как класс Sinpo, производное от названия судоверфи, или Sinpo-C (как третью подлодку, произведенную здесь). Возможно, Sinpo заменит стареющие подводные лодки класса Romeo или станет новой частью подводного флота КНДР.

Конструкция

По одной версии, на конструкцию новой подлодки могли повлиять старые югославские подлодки, такие как Heroj и Sava. Другим вариантом является реконструкция или модификация одного из старых корпусов подлодки Golf-II (проект 629), импортированных Северной Кореей в начале 1990-х годов из России. Третий вариант — отдельная разработка с использованием отдельных элементов от имеющихся подлодок, так как корейская подводная лодка значительно меньше этих проектов.

По оценкам, подводная лодка имеет однокорпусную конструкцию и по форме корпуса близка к имеющейся в КНДР подлодке MS-29 Yono. Однако будучи намного больше, она, вероятно, имеет три палубы по два метра каждая. Носовая часть, вероятно, будет содержать относительно скромную круговую группу гидролокаторов. Скорее всего, над ними будут находиться два или четыре торпедных аппарата.

Sinpo, скорее всего, будет иметь воздухонезависимую энергетическую установку. Хотя некоторые эксперты говорят о возможности появления ядерной установки. Предполагаемая скорость оценивается в 16 узлов в надводном положении и 10 в подводном. Дальность подлодки оценивается от 3 до 7 тыс. км. Оценки размеров судна различаются. Длина подлодки оценивается в 67–68 метров, ширина — от 7 до 11 метров, а водоизмещение — от 1650 до 3000 тонн. Планы по созданию подлодки водоизмещением в 3000 тонн в КНДР известны с 2009 года. Работы по созданию корпуса подлодки, вероятно, завершились в 2014 году. В 2016 году была установлена радиолокационная система.

Ракета Pukguksong-3 

По разным данным, подлодка будет иметь от одной до трех ракетных установок, в которых будет размещена новая, также пока разрабатываемая ракета Pukguksong-3. Северная Корея впервые заявила о существовании Pukguksong-3 в августе 2017 года, продемонстрировав изображение ракеты и модернизировав оборудование для производства твердого топлива в своем Институте химических материалов Академии оборонных наук. В октябре 2017 года Северная Корея провела статические испытания твердотопливного ракетного двигателя, предположительно предназначенного для ракеты Pukguksong-3. К середине 2018 года Пхеньян завершил расширение мощностей по производству твердотопливных ракет.

Характеристики Pukguksong-3

Pukguksong-3 представляет собой двухступенчатую твердотопливную баллистическую ракету. Ракета имеет длину 7,8–8,3 метра и диаметр от 1,4 до 1,5 метра. По разведданным, оболочка новой ракеты сконструирована композитными материалами посредством намотки нитей. Pukguksong-3 имеет систему холодного пуска, после всплытия ракета выбрасывает заднюю крышку двигателя и зажигает главный ускоритель.

Впервые Северная Корея испытала Pukguksong-3 2 октября 2019 года, выпустив ракету на дальность 450 км и высоту 910 км. Ракета была запущена с подводной платформы из вод залива Вонсан на восточном побережье Северной Кореи и приземлилась в исключительной экономической зоне Японии недалеко от префектуры Симанэ. Анализ траектории позволяет говорить о ее дальности примерно в 1900 км. Но фактический диапазон может быть еще больше.

Значение

Однако ракета может не представлять серьезной угрозы, если не будет создана современная подводная лодка. Сегодняшние АПЛ Северной Кореи использует технологии, созданные более шести десятилетий назад. По мнению экспертов, чтобы поразить цель на западном побережье континентальной части США, подводной лодке потребуется преодолеть 6100 км в Тихом океане и такое же расстояние, чтобы вернуться в порт. С нынешними ТТХ это невозможно.

Более того, военно-морской флот КНДР никогда не действовал за пределами своих прибрежных районов и не имеет опыта работы в Тихом океане. Вряд ли КНДР имеет точные карты с подробной информацией о глубинах океана, течениях и погодных условиях. Сам выход в Тихий океан не может пройти незамеченным — пролив Лаперуза очень мелкий и контролируется Японией хорошей системой звукового наблюдения.

«Я уверен, что Северная Корея попыталась внедрить технологию бесшумности в подводную лодку, но они все еще работают с устаревшими технологиями, и трудно поверить, что она будет достаточно тихой, чтобы полностью скрыться от двух самых передовых военно-морских сил мира: Японии и США», — считает военный аналитик Лэнс Гатлинг.

Возможности Северной Кореи увеличить дальность своей подлодки и снизить ее шумность остаются под большим сомнением. После того как конструкция судна будет доведена до совершенства, Северной Корее потребуется произвести по крайней мере шесть таких подводных лодок, чтобы поддерживать непрерывное патрулирование в море. Также потребуется создать надежную инфраструктуру командования и связи. Пока же Северная Корея остается довольно далекой от создания эффективного средства сдерживания морского базирования – один успешный удар по верфи Sinpo может отбросить ее на много лет назад.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья