Давайте постараемся ответить на вопрос, какие группы товаров будут расти в цене в 2022 году, каковы будут причины этого роста?
Наиболее значительными темпами вырастут в цене товары, в которых существенную часть стоимости составляют затраты на логистику, то есть все крупные и тяжелые товары и, к сожалению, все товарные группы, которые включат в себя микрочипы. Давайте проясним, какие категории товаров и какие товарные группы относятся к вышеупомянутым.
Первое, товары в которых существенную часть стоимости составляют затраты на логистику: к этой категории относится вся крупная бытовая техника, такая как холодильники, стиральные машины, посудомоечные машины и так далее, а также крупная электроника, например телевизоры; с важной оговоркой про высокую долю логистики в стоимости товара это распространяется на импортные товары, доставка которых осуществляется из-за рубежа, к примеру, из Западной Европы, стран Азии или Америки.
Удорожание логистики скажется, безусловно, на подорожании всех товаров, но если доля логистики в конечной стоимости невелика, как, например, у мобильных телефонов, то и эти возникшие дополнительные затраты не принесут существенного удорожания группе товаров.
Вторая группа товаров — та, в которой содержатся микрочипы. И эта ситуация намного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, потому что (в той или иной мере) микрочипы есть практически в каждом устройстве.
Здесь, опять же, важно, какую долю микрочипы составляют в стоимости того или иного товара. И на примере автомобильного рынка мы можем видеть невероятное подорожание и так очень дорогого товара, как раз в первую очередь из-за проблем с поставками чипов и их стоимостью.
Первый раз в истории Apple сократила производство iPad, чтобы увеличить производство iPhone, так как у поставщика не хватает производственных мощностей для удовлетворения спроса компании. В качестве примера специально использована компания Apple, специалисты которой являются, возможно, лучшими организаторами цепочек поставок прогнозирования и которая обладает практически безлимитным финансовым ресурсом для закупок нужных компонентов.
В ту же категорию товаров, которые подвержены удорожанию из-за недостатка микрочипов на рынке, попадает вся потребительская электроника, включая компьютеры, ноутбуки и все прочие товары с маркировкой «умный»: от браслета на руке до чайника на кухне.
С чем это связано, что лежит в основе этих процессов? Логистическая составляющая выросла многократно, так как несмотря на отлаженные десятилетиями маршруты, пандемия сыграла свою роль, приведя к выдающемуся проценту загрузки транспорта на всем протяжении маршрутов.
Подавляющее большинство логистических цепочек уже два года не работает стабильно, что и привело к резкому росту стоимости из-за неравномерности и неоптимальности загрузки.
Регулярно в новостных лентах мы можем видеть информацию о том, что не один, так другой завод приостановил производство из-за нехватки микрочипов. Автопроизводители вернулись к выпуску комплектаций, соответствующих уровню 10-летней давности, а не текущего этапа развития технологий, и опять же, по причинам нехватки чипов для обеспечения производства. Пример из другой отрасли: посмотрите, как выросли продажи проводных гарнитур, такого не было достаточно давно. А причина все та же — для беспроводных моделей нужны соответствующие чипы.