ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Получилось ли у IKEA громко хлопнуть дверью, уходя из России?

Анна Богуминская

Анна Богуминская

Руководитель отдела репутационного маркетинга международного digital-агентства AMDG

3 марта 2022 года стало известно, что шведская компания Ingka Group, которой принадлежит мебельный бренд и ритейлер IKEA, приостанавливает продажи в России до 31 мая. Затем была информация о продлении приостановки до 31 августа. Во всевозможных каналах пронеслась волна прощания с ритейлером, а кадры бесконечных очередей удивляли и даже немного шокировали. Как отреагировали пользователи интернета на такую новость? Команда международного digital-агентства AMDG задалась этим вопросом и приняла решение проанализировать инфоповод за март, когда ажиотаж вокруг события находился в зените.

Антон Денисов / РИА Новости

На графике можно увидеть, что пик упоминаний пришелся на 3 марта, когда появилась сама новость. Обсуждение длилось 4 марта, а затем шум вокруг сообщений пошел на спад. Слабый рост наблюдался 10 марта. Как раз в этот день появилась информация том, что IKEA могут национализировать.

График взят из ПО Youscan

Это мог быть флешмоб прощания, но… 

Пользователи стали активно прощаться с IKEA в соцсетях. Кто-то жаловался на то, что не успел купить знаменитую акулу, кто-то фужерчики, а кто-то так и не смог попробовать топовые фрикадельки.

Особенно креативные проявили себя в качестве клипмейкеров.

Но кажется, что такие энергичные волнения можно назвать ничем иным, как хайпом. Потому что пользователи скучать все же долго не стали. На графике видно, что уже к концу марта все не так грустно, наплывы сожаления стихли.

График взят из ПО Youscan

На этом графике мы собрали всех по «скучающей» семантике. Самые топовые посты по теме зафиксированы в Twitter, и, на удивление, их посыл носит более серьезный характер, нежели страдания по акуле.

И да, в такие непростые времена было и остается очень важным фильтровать информацию. Кто-то, сыграв на чувствах грусти, а может, и любви к халяве, пытался вытянуть россиян на улицы. Или даже смошенничать. Однако таких быстро «раскусили» в комментариях:

Из-за таких уловок флешмоб прощания приобрел не самый правильный окрас.

Конечно же, мы не могли не посмотреть, что происходит у блогеров по этой теме.

Дашу Карейку, например, волнует вопрос фрикаделек:

А в остальном все почему-то больше обсуждали Макдоналдс. Предположим, потому что мебель из-за границы привезти можно, а вот картошка уже остынет.

Что в трендах сейчас?

Как только россияне отошли от шока (опускаем части про отрицание и смирение), в них проснулась предпринимательская жилка.

И если вы что-то не успели купить, не стоит отчаиваться. Более 8000 объявлений (без учета сообщений на специализированных сайтах) о продаже товаров из IKEA ожидают вас на просторах интернета.

График взят из ПО Youscan

На графике видно, что с момента сообщения об уходе прослеживается тенденция на увеличение ежедневного количества таких сообщений.

А также вспоминаем о том, что свято место пусто не бывает, и, помимо громких заявлений от Leroy Merlin, стали появляться отечественные предприниматели, от Питера до Ямала, которые готовы расширить бизнес и занять нишу.

Ну и куда ж без новостей про даты возвращения IKEA на рынок, как здесь. Но 15 июня 2022 года представитель шведской компании IKEA Хеена Сайни подтвердила начало поиска возможных покупателей бизнеса компании в России. Было заявлено, что нет возможности возобновить продажи в обозримом будущем из-за осложнившейся ситуации с бизнес-процессами и цепочками поставок. Отмечается, что продажи в магазинах и онлайн пока остаются «на паузе», при этом компания намерена распродать товары, которые находятся на складах. Что ж, скучаем и ждем.

 

О сотрудниках и HR

Пока IKEA не называет точной даты возвращения на рынок РФ. И состоится ли возвращение в прежнем качестве — неизвестно, с учетом новости про поиск покупателей активов компании в России. Для IKEA как работодателя все острее становится вопрос репутации. Мы посмотрели топовые сайты о работе, есть всплеск упоминаний в марте-апреле, большинство из них — положительные (187 упоминаний из 246), причем май уже больше соответствует по количеству отзывов началу года.


О чем это говорит? Опыт работы с репутацией подсказывает, что не исключено, что компания решила перестраховаться и буквально завалить один из ресурсов позитивными отзывами. Коллапса не случилось, и в мае вернулись к обычной текучке. Другой вариант — сотрудники компании под угрозой увольнения решили проявить себя как можно лояльнее и задобрить работодателя высокой оценкой.

В любом случае, нам несколько странно видеть шквал отзывов о работе в тот период, когда магазин не работает вовсе. Кого обслуживают все эти повара, продавцы, кассиры, администраторы? При этом всего лишь в нескольких отзывах (около 1%) упоминается текущая ситуация, и то в формулировках, мол, скорее бы открылись.

IKEA — горячо любимая компания. За 22 года работы ИКЕА в России многие успели прикипеть душой к простым, стильным и доступным товарам. Специалисты AMDG провели данный анализ, потому что сам по себе кейс довольно увлекательный. И он, безусловно, войдет в историю бренда. Продолжит ли существовать IKEA на рынке и радовать российских покупателей — вопрос открытый. Если новости об окончательном закрытии бизнеса в России действительно правдивые, то с 1 июля покупатели смогут попрощаться с брендом на массовой онлайн-распродаже.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья