Вино — это любовь. Построить бизнес без любви — невозможно. Получается, что у винного бизнеса — большие перспективы, уверен основатель Wine Mood Константин Метлин. Он решился открыть свою винотеку, хотя анализ рынка показывал, что сейчас далеко не лучшее для этого время.
Бизнес как творческий процесс
«Мое погружение в этот бизнес напоминает волну: меня подхватило, понесло, я выпрыгнул, очнулся — здесь уже винотека, собрались гости, мы празднуем открытие!» — рассказывает Константин Метлин.
Константин Метлин по образованию юрист, винным бизнесом никогда не занимался. Было несколько бизнес-проектов, никак не связанных с вином, был опыт руководства коммерческим отделом в хоккейном клубе. В прошлом году Константин полностью освободил себя от наемной работы и погрузился в создание Wine Mood. В новый бизнес частично вложил собственные накопления, также помогли друзья, воспользовался он и финансовым лизингом.
«Для меня собственное дело — не только как источник дохода. Бизнес сам по себе творческий процесс, как написание книги, съемки фильма. Ты создаёшь что-то новое, что сможет принести пользу в первую очередь окружающим и только потом — тебе».
Анализ рынка не оставлял предпринимателю сомнений: винный бизнес в России сильно просел. Да и крупные виноторговые компании почти не оставляют частным винотекам шанса выжить. Но в бизнесе, уверен Константин, нельзя полагаться только на анализ.
«На мой взгляд, возраст 30 лет — идеальный для открытия своего дела. Ещё есть время, чтобы его “вырастить”, и при этом уже не мешают пустые “послеуниверситетсткие” амбиции. Сейчас прогноз для винного бизнеса неблагоприятный. Но я считаю, то именно в такие моменты нужно ловить волну. Когда какой-то сегмент переживает падение, нужно давать ему воздух в виде новых неординарных решений. И в своей винотеке мы попытались это сделать», — рассказывает Константин, пока в винотеке собираются гости: сегодня дегустация оранжевых вин, «оранжей».
Преимущества независимых винотек
Белое вино, созданное по методике изготовления красного, — это новый мировой тренд. На его родине, в Грузии, предпочитают термин «янтарное вино» — он не вызывает ненужных ассоциаций с цитрусовыми.
Кавист винотеки Wine Mood Андрей Якубов подогревает интерес, заявляя, что оранжевые вина никого не оставляют равнодушными: в них либо влюбляются, либо они вызывают резкое отторжение.
У независимых винотек есть преимущество: в отличие от винотек крупных торговых компаний, они могут самостоятельно составлять подборку вин, выбирать поставщиков. Но все-таки малым винотекам выживать сложно.
«На мой взгляд, виноторговым компаниям надо запретить открывать винные бутики! — заявляет Константин, — Нам, например, как винотеке запрещено иметь две лицензии, и на розлив, и на продажу в бутылках, мы должны выбирать или-или. Давайте виноторговым компаниям тоже запретим заниматься, открывать бутики! Таким, как мы, кто получает розничную лицензию на алкоголь, выжить очень тяжело. Но нам хочется не просто выживать, а сделать свой продукт хорошо. По крайней мере, для жителей этого района».
Забыть про прибыль?
Винотека расположена на Земляном Валу, основные клиенты — это те, кто живет в этом районе, и работники бизнес-центра, расположенного по соседству. Утром заходят студенты за кофе с круассанами — винотека делит помещение с кофейней.
«Если вы рассчитываете сделать прибыльный бизнес просто из винотеки, можете забыть об этом, — объясняет Константин Метлин, — у нас три составляющих бизнеса. Первая — это кофейня, в которой мы, кстати, полностью отказались от всевозможных готовых сиропов, все топпинги делаем сами. Вторая составляющая — это дегустации. К нам приезжают владельцы винотек из Италии, Франции. Третья — сама винотека».
Чтобы открыть этот бизнес, по оценке Константина, вложить требуется минимум от 3 до 7 млн рублей. В его винотеке-кофейне оборудование взято в лизинг, нет кухни, которая требует серьезных расходов. На полках не найти самых популярных сортов вина, например Martini Asti. Зато есть уникальная концепция, которая заставляет любителей вина возвращаться сюда снова и снова. Автор концепции — сомелье международной категории РАС Виталий Музыченко.
«Наша идея состоит в том, чтобы составить палитру вкусов. Мы ее оформили в топ-50, — рассказывает кавист винотеки Андрей Якубов, — наша палитра — это ответ на любой грамотно сформулированный запрос посетителя. Если клиент не может его сформулировать сам, мы ему поможем. Есть вина, своего рода архетипы, образчики, которые представляют определенный стиль, и есть их вариации. Если посетитель попробует все наши топ-50 вин — не обязательно, кстати, это делать даже за один год! — то, по сути, он попробует все возможные по вкусовым характеристикам типы вин. Нравится человеку, допустим, определенной стиль, который хорошо представляет сорт Шардоне. И мы предлагаем его различные вариации, в том числе экзотические, например вино из Канады. Кстати, такая концепция помогает нам бороться со стереотипами, которых в мире вина накопилось очень много! Например, считается, что в странах прохладного климата, в Германии, Австрии, хорошо получается только белое вино, тот же рислинг. Тут мы можем предложить прекрасный образчик — Пино нуар из Германии».
Дегустация как момент истины
Дегустации вин — это не только часть бизнеса. Это, как говорит Андрей Якубов, момент истины для кависта.
«Сомелье в ресторане сразу видит реакцию клиента, а кавист — нет, — объясняет он, — специалист что-то посоветовал покупателю, тот ушел, и кто знает, как он пил вино! Может, пил из неправильной посуды, не охладив его! Закусывал роскошное сладкое вино селедкой под шубой — кто знает! А дегустации приближают кависта к клиенту».
Оранжевые вина действительно равнодушными не оставляют никого. Яркие, наглые, резкие, дерзкие, они мелькают в дегустационном сете.
«Оранжевое вино — это общемировой тренд! Оно слабо представлено в масс-маркете, оно бутиковое, имеет хорошую перспективу дальнейшего роста», — уверен Константин.
Поэтому потенциальных покупателей надо познакомить с ним ближе, объяснить, порой примирить. Все это происходит на дегустации.
И вот посетители, пережив целую гамму эмоций, определяются с выбором, уходят домой, купив бутылку наиболее понравившегося вина. В выигрыше все: для новичка оранж не стал разочарованием, кавист доволен, что сумел посоветовать то, что надо именно этому клиенту, владельцы винотеки могут подсчитывать прибыль.
Без попсы!
В винотеке Wine Mood еще немало свободных полок: все-таки к коллекции предъявляются строгие требования: специалисты против того, чтобы здесь появлялись «попсовые» вина. Хотя с недавнего времени одну из верхних ячеек заняла бутылка Don Perignon.
«Нас стали часто спрашивать, есть ли у нас это вино, — объявляет Константин Метлин, — мне пришлось уговорить коллег выставить его. Мы хотим придерживаться строго своей уникальной концепции, однако бизнес диктует свои правила, и порой приходится идти на компромисс».
Автор: Юлия Муштакова