ENG
Мнение, Прогнозы, Технологии

Посткризисная «цифра»: работа после карантина

Евгений Филатов

Евгений Филатов

Руководитель направления Intelligent Cloud & Infrastructure компании Accenture в России

Цифровой водораздел

Стремительный всплеск спроса на ряд ИТ-решений в корпоративном и государственном секторах, отмечаемый на фоне глобальной самоизоляции, можно назвать настоящим моментом истины. И ранее многие понимали, что удаленный офис является рабочей моделью организации труда, развивались телемедицина, онлайн-образование и т.д. Однако для массового перехода к практическому применению цифровых решений понадобился сбой мировой экономики.

Бизнес активно переходит на home office, используя цифровой инструментарий, в основном это удаленные рабочие места и приложения для контроля выполнения задач. Развиваются новые каналы онлайн-взаимодействия с клиентами и партнерами. В России уже появилась услуга онлайн-оформления жилья в ипотеку, без необходимости личного посещения офиса застройщика и банка.

Стремительно растет направление онлайн-обучения в корпоративном и классическом (школы и вузы) направлении, а также в сегменте различных курсов по самому широкому набору дисциплин. Развиваются различные форматы онлайн-экскурсий, просмотр театральных постановок и концертов в live-режиме и даже путешествия по городам. В госсекторе развивается сфера ИТ-инструментов мониторинга, контроля и оповещения населения. Совершенствуются и расширяются варианты дистанционного оказания госуслуг.

Для бизнеса текущая ситуация четко показала, что все компании делились на два основных типа. Первый — home office ready, компании с четким пониманием возможностей ИТ для оптимизации рабочих процессов, где корпоративная идеология предполагала возможность бесшовного перехода к модели удалённой работы. Второй — «отстающие», не уделявшие этой части ИТ должного внимания, которых ситуация застала врасплох.

Оговорюсь, что некоторые компании из второй категории смогли оперативно приблизиться к первой, нарастив инфраструктурные мощности и в авральном режиме изменив бизнес-процессы. С огромными издержками и не в полной мере, но смогли. Лишь те, кто полностью исключал digital из своего видения, несут катастрофические потери и могут покинуть рынок.

Оценка последствий

Представим, что реализуется оптимистичный сценарий и скоро все вернется в привычное русло. Можно уже сейчас говорить о том, что 100%-ного возврата к докризисному ландшафту ни в одной отрасли не произойдет. Поправка на возможность повторения сценария и выученные за время активной фазы самоизоляции уроки обязательно повлияют на то, как мы будем жить и работать.

Бизнес сделает ряд шагов по созданию резерва на случай повторения аналогичной ситуации: кто-то серьезно оптимизирует штат, кто-то признает целесообразность «удаленки» для части штатных единиц в компании и сэкономит на офисной площади, кто-то существенно поменяет подход к организации рабочего места в офисе (с «железа» в облака) и т.д. Кто-то в кризис увидел, что домашний офис позволяет увеличивать объем выработки при том же размере штата. Такие компании предпримут крен в автоматизацию бизнес-процессов, удаляя из них лишних людей. Конечно, полного перевода бизнеса на дом не произойдет, но 10–15% штата компаний в офис могут не вернуться.

Кризис отлично подсветил не только слабые и избыточные для бизнеса звенья, но и дополнительные каналы получения прибыли. Ключевой перелом в сознании здесь можно выразить формулой:

«Если это можно сделать онлайн — нужно делать онлайн. Если мы можем автоматизировать часть офлайн-работы сотрудника — мы должны это сделать».

Офис сохранится. Скажутся вопросы психологического комфорта, необходимость социализации и т.д. А вот командировок и личных встреч с заказчиками и подрядчиками станет меньше: все прекрасно поняли, что качественная видео-конференц-связь позволяет проводить встречи и обсуждения, аналогичные личным.

В итоге все это повлечет трансформацию каналов взаимодействия. Потребуется дополнительная трансформация ИТ-архитектуры компаний и всех бизнес-процессов. Структурируя вышесказанное, компании будут реализовывать следующие изменения:

  • Обеспечат возможность полноценной удалённой работы — не перейдут на неё, но как минимум предусмотрят эту возможность;
  • Повысят уровень автоматизации бизнес-процессов — если что-то зависит от человека на месте, нужно обязательно рассмотреть возможность автоматизации этой функции;
  • Пересмотрят архитектуру ИТ-систем в части повышения их масштабируемости и надёжности;
  • Активнее будут использовать облачные сервисы для снижения рисков и оптимизации производительности и затрат;
  • Актуализируют планы по непрерывности бизнеса и вообще на некоторое время будут внимательнее к этой теме;
  • Пересмотрят подход к кибербезопасности — при вынужденном выносе доступов к критичным системам извне их нужно защищать иначе, нежели полностью только в закрытом контуре.

Отдельно стоит отметить, что главный вызов для государства в свете происходящего: необходимость адаптации законодательной базы для эффективного регулирования новой реальности, причём как в собственном взаимодействии с бизнесом и гражданами, так и в части регулирования двустороннего взаимодействия между ними без участия государства.

Инфраструктурный сдвиг: 5G, облака и XR

Одним из направлений грядущих перемен, простимулированных кризисом, должно стать развитие 5G-сетей. Сегодня стало ясно, что их развертывание решает задачи далеко за пределами IoT-ориентированных проектов. Высокое качество беспроводной связи совершенно необходимо для нормального функционирования любого из посткризисных направлений цифровизации. Массово вышедшие в онлайн — образование, выступления, концерты, конференции — нуждаются в надёжной и скоростной связи, которую могут обеспечить технологии 5G.

Можно прогнозировать сдвиги в позиции российского государства в отношении выделения частот под пользовательские сети. Облака и развернутые в них ИТ-сервисы станут еще более востребованными. Спрос на ресурсы облачных провайдеров на внутреннем рынке РФ покажет существенный рост. IaaS-, PaaS- и SaaS-сервисы вскоре зафиксируют новые пики спроса.

Новый импульс развития получат цифровые экосистемы партнерских продуктов и сервисов в потребительском ключе: как набор подсервисов от единого провайдера, например, в реализации удаленного обеспечения клиентских операций от IaaS до готовых бизнес-сервисов из облака. Бизнес обратит внимание на все современные возможности облаков как для текущего использования, так и в качестве резерва «на черный день». Причем здесь можно прогнозировать рост спроса и со стороны СМБ-компаний.

Образование, здравоохранение, госкорпорации и органы управления с сетью распределённых филиалов простимулируют развитие направления дополненной реальности (AR/XR-решения) и сопутствующей инфраструктуры. Поскольку удаленное взаимодействие между участниками процессов требует «железа» и софта определенного класса.

Рост онлайн-образования простимулирует развитие спроса на инструменты отслеживания прогресса и контроля. Из корпоративного мира решения типа Trello или JIRA мигрируют в сферу образования. Они позволят обеспечивать высокую персонализацию планов обучения через регулярность контроля усвоения нового материала и выполнения учебных задач.

Итоги

В свете сказанного очевидно, что общий объем инвестиций в ИТ как доли от суммарных затрат компаний в самом ближайшем будущем вырастет абсолютно по всем отраслям экономики РФ. Пропорции распределения бюджетов внутри ИТ останутся более или менее неизменными, с небольшим уклоном в сторону XaaS-продуктов и решений.

Насколько именно вырастут ИТ-бюджеты в будущем, говорить пока рано: все будет зависеть от того, насколько долго продлится кризис и как глубоко затронет конкретную отрасль.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья