Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии предпринимательства в спорте. В первую очередь это касается спорта массового.
Государство и бизнес: интересы совпадают
В России поставлены очень амбициозные задачи по привлечению к занятиям спортом различных категорий российских граждан:
- в рамках национальных целей необходимо выйти на уровень вовлеченности различных категорий граждан в занятия спортом до 55% к 2024 году;
- по Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года показатель должен быть доведен до 70%.
Совершенно очевидно, что государственные органы, отвечающие за развитие физической культуры и спорта (федерального и регионального уровней), самостоятельно с такими задачами не справятся. Поэтому необходимо привлекать частный бизнес, делать это системно и во всех субъектах Российской Федерации. Конечно, сегодня предпринимательство в спорте уже развивается, есть определенные успехи и достижения. Но все-таки долгосрочной и системной поддержки этой деятельности со стороны государства пока не хватает.
В качестве положительных примеров развития предпринимательской деятельности в спорте можно назвать многолетнее развитие фитнес-индустрии, появление большого количества марафонов, развитие частных корпоративных лиг и появление частных спортивных клубов и школ. Это важные явления, которые уже приобретают устойчивый и системный характер. Поэтому можно сказать, что интересы государства и бизнеса наконец-то совпадают; очень хорошо, что речь идет о национальных целях и выполнении показателей Стратегии развития физической культуры и спорта.
5 треков развития предпринимательства в России
Трек 1
Если объективно оценивать уровень предпринимательства в индустрии спорта России, необходимо отметить, что в профессиональном спорте пока крайне мало реальных примеров частной инициативы. Сейчас главные задачи профессиональных клубов заключается в следующем:
- постепенный уход от использования бюджетных средств;
- широкое использование маркетинговых инструментов для зарабатывания денежных средств;
- поэтапный переход к моделям самоокупаемости.
Точно можно сказать, что задача — долгосрочная. Но можно брать пример с зарубежных профессиональных клубов, которые уже достаточно эффективно освоили маркетинговые инструменты и грамотно работают с основными потребителями индустрии спорта: зрителями и болельщиками, бизнесом и медиа.
Трек 2
Российская фитнес-индустрия сегодня является явным лидером в предпринимательстве. Это полноценный и самостоятельный сегмент индустрии спорта со сложившейся инфраструктурой. В России почти 8 тысяч фитнес-клубов, фитнес-центров и фитнес-студий. Деятельность при определенных условиях может быть инвестиционно-привлекательной на рынке, даже несмотря на то, что пандемия коронавируса сильно повлияла на падение доходов фитнес-клубов. Необходимо признать, что фитнес-индустрия является сегодня самым динамично развивающимся и коммерчески привлекательным сектором в спорте. Если брать за отсчет 1990–1991 годы, когда в России появились первые фитнес-клубы, то отечественная фитнес-индустрия за неполных 30 лет добилась великолепных результатов.
Справедливости ради, требуется вспомнить, что на ранних этапах своего развития государство практически не замечало это явление. Минспорт России часто говорил, что фитнес-клубы — коммерческие предприятия, к спорту они вообще не имеют никакого отношения. Потом ситуация стала постепенно меняться — по мере того как перед государственными органами власти, отвечающими за развитие физической культуры и спорта, стали ставить задачи привлечения граждан России к спорту. Выяснилось, что интересы государства и всей фитнес-индустрии совпадают.
Сегодня ситуация изменилась: государственные органы власти и фитнес-индустрия работают вместе. В 2019 году были внесены исторические поправки в федеральный закон «О развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации» — фитнес-центры стали полноценными субъектами сферы физической культуры и спорта. Теперь Минспорт России определенным образом регулирует фитнес-индустрию. Если анализировать масштабы развития фитнес-индустрии, лучше всего обратиться к официальной статистике Минспорта.
Данные по динамике развития фитнес-индустрии приведены в таблице 1.
Показатели | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Количество фитнес-клубов (тыс. штук) |
5.355 | 6.069 | 6.308 | 7.065 | 7.593 | 7.812 |
Численность занимающихся в фитнес-клубах (млн человек) | 3.413 | 3.992 | 5.230 | 5.399 | 6.268 | 6.674 |
Если проводить анализ структуры фитнес-клубов, необходимо признать, что они отличаются по имеющейся инфраструктуре, набору спортивно-оздоровительных услуг и количеству занимающихся. Есть уже довольно много сетей фитнес-клубов — как федеральных, так и региональных. Но несмотря на различия, их объединяют несколько важных черт:
- Все фитнес-клубы изначально создавались как коммерческие предприятия — чей-то конкретный частный бизнес, сразу ориентированный на получение прибыли.
- У истоков каждого фитнес-клуба стояли частные инвесторы, которые надеялись исключительно на себя и свои возможности, в том числе финансовые. Они совершенно не рассчитывали на помощь государства.
- Чтобы зарабатывать на предоставлении спортивно-оздоровительных услуг, необходимо быстро и эффективно освоить весь набор разнообразных маркетинговых инструментов для работы с каждым клиентом фитнес-клуба. Необходимо помнить, что когда клиенты платят собственные деньги за услуги, они очень придирчиво относятся к соотношению «цена-качество».
- Сегодня в российской фитнес-индустрии складывается определенная конкуренция за клиента — это обязательно приведет к повышению общего уровня качества спортивно-оздоровительных услуг. В результате с рынка уйдут недобросовестные игроки.
Поэтому сейчас, даже несмотря на пандемию коронавируса, у российской фитнес-индустрии есть неплохие возможности дальнейшего развития с учетом совпадения интересов с государством: имеются в виду национальные цели по развитию здорового образа жизни и вовлеченности в занятия спортом.
Трек 3
Массовый спорт дает много успешных примеров предпринимательских проектов. Регулярно проводится большое количество соревнований по разным видам спорта (марафоны и полумарафоны, велопробеги, соревнования по триатлону, лыжные гонки и т.д. ). Причем очень часто такие соревнования собирают тысячи платежеспособных участников. Что объединяет эти соревнования? Подавляющее большинство из них проводит организаторы, для которых это — частный бизнес. Поэтому можно утверждать, что сегодня есть большой интерес к предпринимательству в массовом спорте.
В качестве положительного примера лучше всего назвать динамику развития марафонских дистанций в нашей стране. В 2013 году был впервые проведен Московский марафон. Массовый потребитель сразу почувствовал интерес к событию. Всего через несколько лет организаторы решили создать Беговое сообщество Московского марафона и теперь предлагают своим клиентам уже более 10 различных событий. Например, кросс «Быстрый пес», забег «Апрель», «Ночной забег», «Крылатский трейл», кросс «Лисья гора» и другие. То есть большое количество соревнований по интересам и в зависимости от физической подготовки. А в завершении организаторы создали беговой клуб, где можно регулярно тренироваться и готовиться к этим соревнованиям.
Учитывая, что интерес к бегу сегодня наблюдается по всей стране, в 2015 году в России было создано Национальное беговое сообщество, которое организационно и методически объединяет сегодня более 200 марафонов и полумарафонов по всей России. Организаторы ставят своей целью к 2022 году увеличить целевую аудиторию до 2 млн в 80% субъектах Российской Федерации. Безусловно, очень амбициозная задача.
Трек 4
В последние годы начался реальный бум на создание частных спортивных клубов, школ, академий и центров. Причем это касается игровых и индивидуальных видов спорта: футбол, хоккей, бокс, ММА, киберспорт, скейтбординг, фигурное катание, прыжки в воду, спортивная гимнастика, синхронное плавание. Это говорит только об одном: клиент хочет заниматься спортом и готов платить деньги за качественную услугу.
Довольно много известных спортсменов решили попытать счастья в предпринимательстве, используя свою популярность, звездность и узнаваемость в спортивном мире. Поэтому появились именные бренды при создании частных клубов, школ и академий. Можно привести некоторые примеры:
- Лыжная академия Никиты Крюкова (олимпийский чемпион по лыжным гонкам).
- Академия гимнастики Антона Голоцуцкова (призер Олимпийских игр по спортивной гимнастике).
- Школа чемпионов Екатерины Лобышевой (призер Олимпийских игр по конькобежному спорту).
- Школа по прыжкам в воду FlyDiving Глеба Гальперина (призер Олимпийских игр по прыжкам в воду).
- «Академия чемпионов» Никиты Нагорного (олимпийский чемпион по спортивной гимнастике).
Трек 5
Много лет развиваются различные корпоративные лиги, которые предлагают своим клиентам возможность участвовать в соревнованиях на регулярной основе. Когда-то все начиналось с футбола, а сегодня есть лиги даже не по игровым видам спорта. Для клиентов очень важно, когда многочисленные проблемы по организации соревнований берут на себя руководители лиг. А клиенты платят организационные взносы за участие и просто получают удовольствие.
Все эти тенденции показывают, что частный бизнес хорошо изучил потенциальные желания клиентов и готов сегодня предоставлять хороший и разнообразный набор продуктов и услуг. Среди лидеров — представители массового спорта и фитнес-индустрии. А представителям профессионального спорта, особенно профессиональным клубам (футбольные, хоккейные, баскетбольные, волейбольные и другие), есть с кого брать пример.
К тому же надо помнить, что успешные предпринимательские проекты в спорте делают «живые» люди: предприниматели и спортивные менеджеры. А для этого необходимы профессиональные компетенции, которые появляются в процессе обучения и практики по разным образовательным программам. Факультет Индустрии спорта университета «Синергия», где есть программы обучения как предпринимателей, так и спортивных менеджеров, готов в этом плане помочь всем тем, кто хотел бы себя проявить в индустрии спорта.