ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Это интересно

Предпринимательство в спорте: миф или реальность?

Владимир Леднев

Владимир Леднев

Вице-президент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», научный руководитель факультета Индустрии спорта, зав. кафедрой Спортивного менеджмента, д-р экон. наук, профессор

Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии предпринимательства в спорте. В первую очередь это касается спорта массового. 

Государство и бизнес: интересы совпадают 

В России поставлены очень амбициозные задачи по привлечению к занятиям спортом различных категорий российских граждан:

  • в рамках национальных целей необходимо выйти на уровень вовлеченности различных категорий граждан в занятия спортом до 55% к 2024 году;
  • по Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года показатель должен быть доведен до 70%.

Совершенно очевидно, что государственные органы, отвечающие за развитие физической культуры и спорта (федерального и регионального уровней), самостоятельно с такими задачами не справятся. Поэтому необходимо привлекать частный бизнес, делать это системно и во всех субъектах Российской Федерации. Конечно, сегодня предпринимательство в спорте уже развивается, есть определенные успехи и достижения. Но все-таки долгосрочной и системной поддержки этой деятельности со стороны государства пока не хватает.

В качестве положительных примеров развития предпринимательской деятельности в спорте можно назвать многолетнее развитие фитнес-индустрии, появление большого количества марафонов, развитие частных корпоративных лиг и появление частных спортивных клубов и школ. Это важные явления, которые уже приобретают устойчивый и системный характер. Поэтому можно сказать, что интересы государства и бизнеса наконец-то совпадают; очень хорошо, что речь идет о национальных целях и выполнении показателей Стратегии развития физической культуры и спорта.

5 треков развития предпринимательства в России

Трек 1

Если объективно оценивать уровень предпринимательства в индустрии спорта России, необходимо отметить, что в профессиональном спорте пока крайне мало реальных примеров частной инициативы. Сейчас главные задачи профессиональных клубов заключается в следующем:

  • постепенный уход от использования бюджетных средств;
  • широкое использование маркетинговых инструментов для зарабатывания денежных средств;
  • поэтапный переход к моделям самоокупаемости.

Точно можно сказать, что задача — долгосрочная. Но можно брать пример с зарубежных профессиональных клубов, которые уже достаточно эффективно освоили маркетинговые инструменты и грамотно работают с основными потребителями индустрии спорта: зрителями и болельщиками, бизнесом и медиа.

Трек 2

Российская фитнес-индустрия сегодня является явным лидером в предпринимательстве. Это полноценный и самостоятельный сегмент индустрии спорта со сложившейся инфраструктурой. В России почти 8 тысяч фитнес-клубов, фитнес-центров и фитнес-студий. Деятельность при определенных условиях может быть инвестиционно-привлекательной на рынке, даже несмотря на то, что пандемия коронавируса сильно повлияла на падение доходов фитнес-клубов. Необходимо признать, что фитнес-индустрия является сегодня самым динамично развивающимся и коммерчески привлекательным сектором в спорте. Если брать за отсчет 1990–1991 годы, когда в России появились первые фитнес-клубы, то отечественная фитнес-индустрия за неполных 30 лет добилась великолепных результатов.

Справедливости ради, требуется вспомнить, что на ранних этапах своего развития государство практически не замечало это явление. Минспорт России часто говорил, что фитнес-клубы — коммерческие предприятия, к спорту они вообще не имеют никакого отношения. Потом ситуация стала постепенно меняться — по мере того как перед государственными органами власти, отвечающими за развитие физической культуры и спорта, стали ставить задачи привлечения граждан России к спорту. Выяснилось, что интересы государства и всей фитнес-индустрии совпадают.

Сегодня ситуация изменилась: государственные органы власти и фитнес-индустрия работают вместе. В 2019 году были внесены исторические поправки в федеральный закон «О развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации» — фитнес-центры стали полноценными субъектами сферы физической культуры и спорта. Теперь Минспорт России определенным образом регулирует фитнес-индустрию. Если анализировать масштабы развития фитнес-индустрии, лучше всего обратиться к официальной статистике Минспорта.

Данные по динамике развития фитнес-индустрии приведены в таблице 1.

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Количество
фитнес-клубов (тыс. штук)
5.355 6.069 6.308 7.065 7.593 7.812
Численность занимающихся в фитнес-клубах (млн человек) 3.413 3.992 5.230 5.399 6.268 6.674

Если проводить анализ структуры фитнес-клубов, необходимо признать, что они отличаются по имеющейся инфраструктуре, набору спортивно-оздоровительных услуг и количеству занимающихся. Есть уже довольно много сетей фитнес-клубов — как федеральных, так и региональных. Но несмотря на различия, их объединяют несколько важных черт:

  • Все фитнес-клубы изначально создавались как коммерческие предприятия — чей-то конкретный частный бизнес, сразу ориентированный на получение прибыли.
  • У истоков каждого фитнес-клуба стояли частные инвесторы, которые надеялись исключительно на себя и свои возможности, в том числе финансовые. Они совершенно не рассчитывали на помощь государства.
  • Чтобы зарабатывать на предоставлении спортивно-оздоровительных услуг, необходимо быстро и эффективно освоить весь набор разнообразных маркетинговых инструментов для работы с каждым клиентом фитнес-клуба. Необходимо помнить, что когда клиенты платят собственные деньги за услуги, они очень придирчиво относятся к соотношению «цена-качество».
  • Сегодня в российской фитнес-индустрии складывается определенная конкуренция за клиента — это обязательно приведет к повышению общего уровня качества спортивно-оздоровительных услуг. В результате с рынка уйдут недобросовестные игроки.

Поэтому сейчас, даже несмотря на пандемию коронавируса, у российской фитнес-индустрии есть неплохие возможности дальнейшего развития с учетом совпадения интересов с государством: имеются в виду национальные цели по развитию здорового образа жизни и вовлеченности в занятия спортом.

Трек 3

Массовый спорт дает много успешных примеров предпринимательских проектов. Регулярно проводится большое количество соревнований по разным видам спорта (марафоны и полумарафоны, велопробеги, соревнования по триатлону, лыжные гонки и т.д. ). Причем очень часто такие соревнования собирают тысячи платежеспособных участников. Что объединяет эти соревнования? Подавляющее большинство из них проводит организаторы, для которых это — частный бизнес. Поэтому можно утверждать, что сегодня есть большой интерес к предпринимательству в массовом спорте.

В качестве положительного примера лучше всего назвать динамику развития марафонских дистанций в нашей стране. В 2013 году был впервые проведен Московский марафон. Массовый потребитель сразу почувствовал интерес к событию. Всего через несколько лет организаторы решили создать Беговое сообщество Московского марафона и теперь предлагают своим клиентам уже более 10 различных событий. Например, кросс «Быстрый пес», забег «Апрель», «Ночной забег», «Крылатский трейл», кросс «Лисья гора» и другие. То есть большое количество соревнований по интересам и в зависимости от физической подготовки. А в завершении организаторы создали беговой клуб, где можно регулярно тренироваться и готовиться к этим соревнованиям.

Учитывая, что интерес к бегу сегодня наблюдается по всей стране, в 2015 году в России было создано Национальное беговое сообщество, которое организационно и методически объединяет сегодня более 200 марафонов и полумарафонов по всей России. Организаторы ставят своей целью к 2022 году увеличить целевую аудиторию до 2 млн в 80% субъектах Российской Федерации. Безусловно, очень амбициозная задача.

Трек 4

В последние годы начался реальный бум на создание частных спортивных клубов, школ, академий и центров. Причем это касается игровых и индивидуальных видов спорта: футбол, хоккей, бокс, ММА, киберспорт, скейтбординг, фигурное катание, прыжки в воду, спортивная гимнастика, синхронное плавание. Это говорит только об одном: клиент хочет заниматься спортом и готов платить деньги за качественную услугу.

Довольно много известных спортсменов решили попытать счастья в предпринимательстве, используя свою популярность, звездность и узнаваемость в спортивном мире. Поэтому появились именные бренды при создании частных клубов, школ и академий. Можно привести некоторые примеры:

  • Лыжная академия Никиты Крюкова (олимпийский чемпион по лыжным гонкам).
  • Академия гимнастики Антона Голоцуцкова (призер Олимпийских игр по спортивной гимнастике).
  • Школа чемпионов Екатерины Лобышевой (призер Олимпийских игр по конькобежному спорту).
  • Школа по прыжкам в воду FlyDiving Глеба Гальперина (призер Олимпийских игр по прыжкам в воду).
  • «Академия чемпионов» Никиты Нагорного (олимпийский чемпион по спортивной гимнастике).

Трек 5

Много лет развиваются различные корпоративные лиги, которые предлагают своим клиентам возможность участвовать в соревнованиях на регулярной основе. Когда-то все начиналось с футбола, а сегодня есть лиги даже не по игровым видам спорта. Для клиентов очень важно, когда многочисленные проблемы по организации соревнований берут на себя руководители лиг. А клиенты платят организационные взносы за участие и просто получают удовольствие.

Все эти тенденции показывают, что частный бизнес хорошо изучил потенциальные желания клиентов и готов сегодня предоставлять хороший и разнообразный набор продуктов и услуг. Среди лидеров — представители массового спорта и фитнес-индустрии. А представителям профессионального спорта, особенно профессиональным клубам (футбольные, хоккейные, баскетбольные, волейбольные и другие), есть с кого брать пример.

К тому же надо помнить, что успешные предпринимательские проекты в спорте делают «живые» люди: предприниматели и спортивные менеджеры. А для этого необходимы профессиональные компетенции, которые появляются в процессе обучения и практики по разным образовательным программам. Факультет Индустрии спорта университета «Синергия», где есть программы обучения как предпринимателей, так и спортивных менеджеров, готов в этом плане помочь всем тем, кто хотел бы себя проявить в индустрии спорта.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья