Производитель автобусов компания Volgabus в октябре на Busworld Russia 2018 в «Крокус Экспо» представит новый концепт беспилотного автобуса «Матрешка» — M2. Об этом компания сообщила в своем пресс-релизе. Релиз появился после того, как СМИ рассказали о закрытии проекта и в соцсетях началось активное обсуждение ситуации.
Прорыв на 200 млн рублей
В 2016 г. государственное Агентство стратегических инициатив «Национальная технологическая инициатива» (АСИ НТИ) представило концепт беспилотного модульного электрического автобуса «Матрешка» президенту Владимиру Путину как «прорывной» отечественный проект.
Проект разрабатывало ООО «Бакулин Моторс Групп» (БМГ) Алексея Бакулина из г. Волжский Волгоградской области. В 2017 г. началось тестирование автобуса на территории инновационного центра «Сколково». Было собрано четыре экземпляра «Матрешек», они были переданы в Московский политехнический университет. СМИ сообщали, что БМГ получила грант от государственного Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы в размере 200 млн руб. Сегодня БМГ это отрицает и утверждает, что все финансирование «Матрешки» шло за счет собственных средств. Однако у самой БМГ, согласно данным сервиса Контур.Фокус, нет выручки с 2015 г., а в базе арбитражного суда есть иск о банкротстве компании.
В настоящее время, согласно пресс-релизу, разработкой беспилотного автобуса «Матрешка» занимается не «Бакулин Моторс Групп», а компания Volgabus. ООО «Волгобас» контролируется бизнесменом Рустамом Яппаровым, его ФК «Развитие» принадлежит, согласно Контур.Фокус, 81,8% в «Волгобасе». У Алексея Бакулина нет долей в ООО «Волгобас», но до августа 2014 г. Бакулин был его гендиректором. Выручка ООО «Волгобас» в 2017 г. составила 4,8 млрд руб., компания имеет многомиллионные госзаказы от Минпромторга, Комитета по транспорту администрации губернатора Санкт-Петербурга и пр. Прибыль компании — 26,2 млн руб. За 2-ой квартал 2018 г. Volgabus выпустила более 250 автобусов. То есть у «Волгобаса» имеются средства для развития беспилотника «Матрешка».
«Волгобас» в своем пресс-релизе пишет, что новость о том, что работа над проектом беспилотной платформы «MatrЁshka» приостановлена, является вымыслом автора и не соответствует действительности:
«Проект действительно приостановлен для ряда исполнителей, которые отвечали за отдельные виды работ на договорной основе и не смогли достичь заданных показателей».
Эти исполнители не раскрываются, но в базе арбитражного суда есть несколько исков от подрядчиков проекта — компаний «Визиллект Сервис», «Вита-Мск», «Спецстройсервис», АД «Тракт». Эти иски, в том числе иски по банкротству ООО «Бакулин Моторс Групп», в «Волгобас» называют «нормальной практикой». «Волгобас» будет развивать не только беспилотный электробас «Матрешка», но и другие машины, поэтому проект называется платформой «MatrЁshka».
Какой будет новая «Матрешка»
Внешне «Матрешка» серии 2.0 больше напоминает современный городской низкопольный автобус. Только у этого электробуса более панорамная кабина, дающая больший обзор для водителя и (или) автопилота и меньшие габариты (не раскрываются). У «Матрешки» 2.0 появится ручное управление в дополнение к беспилотному; лобовые стекла (в прежней версии машина была полностью пластиковой); увеличится количество пассажирских мест (их было 8, сколько будет у новой «Матрешки» — еще не решено). Будет ли М2 более быстрой и долгой при езде без подзарядки, пока остается тайной. Техническими деталями новой машины основатель БМГ Алексей Бакулин пообещал с «Инвест-Форсайтом» поделиться позже.
Представитель «Волгобас» Константин Урванцев говорит о том, что М2 будет совершенно другой по дизайну и техническим характеристикам. В прежней версии электробус «Матрешка» был оснащен электродвигателем мощностью 45 кВт с крутящим моментом до 7000 оборотов в минуту, а также аккумулятором объемом 32 кВт/ч. На одном подзаряде «Матрешка» способна была проехать до 130 километров. Это несколько больше, чем у электробуса, разрабатываемого КамАзом (50 км), но несравнимо с электрокарами. Так, в среднем у электрокаров заряда хватает до 300 км, «Тесла» ездит до 1078 км без подзарядки. Кроме того, у «Матрешки» серии 1.0 скорость ограничена: электробус может разогнаться только до 30 километров в час. Даже более старые, неэлектрические автобусы могут ездить со скоростью вдвое выше. Прежняя «Матрёшка» — это небольшой автобус: 4,6 метра в длину, 1,7 метра в ширину и 2,5 метра в высоту. Примерно на 80% она должна была состоять из компонентов отечественного производства. Новая машина будет больше и вместительнее, но окажется ли она быстрее — неизвестно.
«Мозги» и сенсорика для электробуса были произведены компанией «Аврора Роботикс». Для удобства пассажиров планировалось разработать приложение для смартфонов, чтобы те смогли отслеживать передвижение автобуса по маршруту и получать информацию о времени его прибытия в пункт назначения. Первый электробус предполагалось выпустить с конвейера уже к осени 2017 года, затем дата выпуска была перенесена на 2018 год.
«Софт там был слабенький, а инженерка и дизайн — вполне», — пишет про «Матрешку» в Фейсбуке основатель компании Cognitive Technologies group Ольга Ускова.
Что дальше
Сегодня в России есть ограничения на движение беспилотных автобусов, поэтому компания «Волгобас» намерена продавать свои новые электробусы за рубеж. Кому именно, компания не раскрывает. Кроме того, в рамках проекта «Матрешка» тестируются индустриальные логистические роботы, которые в ближайшее время будут внедрены на новом заводе «Волгобаса» во Владимирской области.
Автор: Наталья Кузнецова