ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Стартапы

Производители потребительских товаров ищут новые идеи

Екатерина Петрова

Екатерина Петрова

Директор корпоративного акселератора GenerationS

Крупные корпорации даже с развитой культурой инноваций все чаще обращаются за новыми идеями вовне. Это связано не в последнюю очередь с ростом уровня стартапов, развитием индустрии акселерации и бизнес-поддержки, помогающим крупному бизнесу находить общий язык с начинающими игроками рынка. В России и мире все эффективнее работают инновационные кластеры, развиваются программы поддержки инноваций, причем не только в IT-сфере. Производители массовых продуктов ищут решения, отвечающие современным трендам. В 2021 году эксперты выделяют несколько мейнстримов в области инноваций.

Экологический аспект

Потребители все больше осознают изменение климата и его влияние на окружающую среду. Они уделяют больше внимания социальной активности компаний и ищут тех, кто поддерживает их в принятии более ответственных решений. Компании включают в свою коммуникацию с потребителем отчеты по внедренным программам устойчивого развития. И среди решений, которые помогают показывать высокие достижения по устойчивому развитию, есть место инновациям, в том числе в упаковке.

По мере того как устойчивость выходит на первый план, компании обращают внимание не только на то, как они представляют и оформляют свои продукты, но и на то, какие материалы используют. Чтобы удовлетворить потребительский спрос, все больше и больше компаний FMCG предлагают биоразлагаемую, перерабатываемую и многоразовую упаковку. Также востребованы коммуникационные и торговые платформы, помогающие взаимодействию разных брендов, объединяющие единомышленников, сокращающие путь от производства до потребления.

С другой стороны, дать потребителям возможность найти экоответственные продукты, сократить сопутствующие торговые расходы за счет прямого диалога между производителем и потребителем, снизить сопутствующие затраты, в том числе на логистику, дополнительную упаковку — это тоже вклад в помощь природе. И над решением таких задач также работают успешные стартапы.

Чтобы удовлетворить растущий спрос на здоровые продукты, немецкий стартап Vegshelf разрабатывает цифровую платформу B2B, объединяющую веганские бренды FMCG с интернет-магазинами, супермаркетами и общепита. Платформа обеспечивает круглосуточную экспозицию и прямой доступ для покупателей. Vegshelf сокращает цикл продаж, помогая брендам FMCG строить и поддерживать отношения с новыми и существующими клиентами.

В России примером ответственного сервиса можно назвать компанию Elementaree — (выпускника GenerationS — платформы по развитию корпоративных инноваций). Привлечённые инвестиции уже составили около $8 млн. Компания предлагает продуктовые наборы правильного питания по подписке. По словам Ольги Зиновьевой, основателя и СЕО сервиса доставки еды Elementaree, кроме того, компания старается как можно меньше использовать пластик: все доставляется в крафт-пакетах; компания выстраивает осознанную работу производства, сокращая отходы продуктов питания и загрязнение окружающей среды.

Компания придерживается философии Zero Waste Food: концепции минимизации пищевых отходов. Это часть единой экопрограммы, в рамках которой сокращаются отходы продуктов питания и на производстве, и дома у клиента. На производстве отходы составляют менее 1% от числа закупаемых продуктов. Кроме этого, сейчас разрабатывается программа food donation, которая позволит отдавать часть оставшихся продуктов в приюты для животных. Закупаются продукты только после сбора заказов, так удается избежать закупки излишков. Строго соблюдаются и условия правильного хранения. Используются сезонные и местные продукты (до 23% продуктов теряются при длительной перевозке, до 50% — при хранении).

Дома у клиента также образуется менее 1% органических отходов. Потому что в каждом наборе количество ингредиентов рассчитано на умеренные сбалансированные порции (до 30% пищевых отходов дома и в ресторанах — это недоеденная еда). Отсутствие луковой шелухи, морковных и картофельных очисток и пр. достигается благодаря доставке максимально подготовленных продуктов.

В упаковке ограничено применение ламинированного картона и всех видов пластика, который не принимают переработчики. На сборке используются более экологичные соусники. В компании бумагу, картон, стекло, пластик и крышки сортируют и сдают отдельно. Обучают персонал ответственно подходить к вопросу. Используют многоразовую тару для заготовок, а продукты покупают в промышленной таре без лишних наклеек. Производство без мусора практически невозможно. В частности, от фольги и вакуумных пакетов отказаться полностью сейчас нереально. Но сервис старается минимизировать их использование.

В Eelementaree провели исследование и выяснили, что общий неперерабатываемый экологический след от доставки одного продуктового набора минимизировали до 90 г: это меньше 23% от веса всей упаковки. Сюда входят не подлежащие переработке впитывающие подложки, пергамент и вакуумные пакеты, которые сегодня не принимаются переработчиками.

Cleapl — еще один выпускник GenerationS — занимается разработкой биоразлагаемого материала из растительного сырья с использованием углеводородных элементов. Команда проекта прошла акселератор GenerationS и стала финалистом трека Agro&MedTech, партнером которого была группа компаний «НМЖК» (Нижегородский масложировой комбинат).

Улучшение клиентского опыта

С ростом спроса на удобство в секторе FMCG компании стремятся значительно улучшить качество обслуживания клиентов. Стартапы используют дополненную реальность (AR) и виртуальную реальность (VR), чтобы сделать продукты более привлекательными и интерактивными. 3D-видео и геймификация привлекают и развлекают клиентов, предоставляя им больше информации о продукте. Кроме того, инвестиции в улучшение качества обслуживания клиентов укрепляют доверие и повышают лояльность к бренду. С этой целью все больше компаний обеспечивают пользовательский комфорт с помощью цифровых технологий.

Нигерийский стартап Chekkit предлагает решение для потребительской аналитики для улучшения взаимодействия с клиентами. Решение приближает FMCG-компании к покупателям их продуктов с помощью персонализированных сообщений и возможностей непосредственного общения. Chekkit позволяет компаниям FMCG предлагать потребителям опросы о продуктах и ​​сообщения, основанные на их покупательском поведении. Кроме того, решение запускает автоматизированные кампании вознаграждения и стимулирует повторные покупки с помощью программ лояльности.

Посетителей торговых точек часто раздражают навязчивые BTL-акции. Компания «Сэмпломат», выпускник GenerationS, предлагает решение по улучшению и этой части клиентского опыта. «Сэмпломат» автоматизирует процесс раздачи пробников, снижая риски человеческого фактора, и гарантирует получение сквозной аналитики по эффективности конверсии в покупки. Рекламодатели получают возможность продвигать свои продукты на территории торговых точек на основе технологий нового покупательского опыта и геймификации. Среди клиентов и партнеров российского стартапа — Unilever, PepsiCo, Kimberly-Clark (бренд Kotex), KENZO Parfums.

Цифровизация

Внедрение цифровых технологий во все бизнес-процессы становится все более приоритетной задачей для брендов FMCG. В том числе востребованы сервисы, помогающие снижать расходы на прямую рекламу, получать обратную связь от потребителей быстро и не тратить усилия в неэффективных каналах коммуникации, а также максимально персонализировать предложения. Индийский стартап Gladminds предлагает облачную платформу, которая действует как двухсторонний канал связи между брендами и клиентами. Например, стартап, помимо прочего, позволяет оптимизировать и персонализировать услуги, маркетинг и коммуникации. Это связывает бренды с потребителями и обеспечивает длительную поддержку продукта и взаимодействие с ними.

Сервис российского стартапа Yoloco, выпускника GenerationS, предназначен для поиска и анализа блогеров в Instagram. Он позволяет максимально эффективно проводить рекламные кампании через блогеров и занимается аналитическими исследованиями в социальных сетях. Корпоративные партнеры и клиенты сервиса — такие компании, как PepsiCo, «Билайн», Huawei, LunarHare и другие — уже оценили возможности, которые предоставляются в плане повышения аффинитивности коммуникации, а значит — оптимизации расходов на рекламу.

Электронная коммерция FMCG

Доля продаж, поступающих от электронной коммерции, растет в геометрической прогрессии. Пандемия еще больше повысила интерес потребителей к онлайн-каналам. В настоящее время бренды наращивают свое присутствие в интернете, чтобы активизировать взаимодействие с целевой аудиторией. Социальные сети также играют значительную роль в мире электронной коммерции, поскольку все больше товаров продается через социальные платформы, такие как Instagram. С этой целью бренды FMCG активно используют различные традиционные социальные сети и средства массовой информации, мобильную и автономную торговлю для продвижения своих продуктов. И ищут цифровых помощников, способных усилить их позиции в этом канале среди стартапов.

Соцсети продолжают набирать обороты в секторах бизнеса с более высокими средними чеками и суммами корзин. По данным партнерской сети Admitad Affiliate, средний чек покупок через соцсети в мире вырос вдвое в I полугодии 2021 года. Позитивная динамика сохраняется и по сумме покупок: с начала года показатель вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В России в первом квартале 2021 года сумма продаж через социальные сети выросла на 36%. Средний чек в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом в 2020-м вырос в три раза и достиг 1476,54 руб. Для сравнения: в 2020-м за год средний чек россиян увеличился на 152%.

Например, российский стартап Up Your Style помогает подбирать товары в интернет-магазинах по фото пользователя на основе нейронных сетей. Пользователь загружает свое фото в полный рост на сайт, система распознает тип, цвет и стиль его одежды и предлагает купить подходящие к нему обувь, сумки и аксессуары, чтобы дополнить имеющийся образ. За время прохождения акселерационной программы GenerationS сервису удалось договориться о пилотировании и интеграции совместно с партнером — компанией Faberlic. В результате удалось увеличить конверсию переходов на товарные рекомендации на 44% и повысить коэффициент транзакций в 3,4 раза.

Немецкий стартап Squarelovin предлагает решения для аналитики Instagram, социальной коммерции и визуального маркетинга. Стартап позволяет брендам улучшить свою стратегию электронной коммерции и визуального контента с помощью пользовательского контента для создания маркетинговых кампаний, расширения взаимодействия и повышения коэффициента конверсии. Например, контент из Instagram, связанный с брендом, может быть размещен на всех каналах, включая веб-сайты, другие каналы социальных сетей, информационные бюллетени и офлайн-медиа.

Блокчейн

Конкуренция в отрасли FMCG растет; бренды уже готовы инвестировать и в блокчейн, чтобы получить конкурентное преимущество. Смарт-контракты и отслеживаемость блокчейна позволяют компаниям FMCG, используя RFID-метки, в реальном времени отслеживать местонахождение товара, выявлять проблемы в логистике и налаживать более эффективные пути доставки. Блокчейн также увеличивает прозрачность для потребителей, позволяя им отслеживать источник своих покупок. Кроме того, блокчейн-платформы предлагают криптовалюты и программы лояльности, которые позволяют потребителям собирать, обменивать и покупать баллы, тем самым повышая вовлеченность клиентов.

Сингапурский стартап WABI разрабатывает открытую платформу, которая поддерживает программы лояльности и обеспечивает прямой двусторонний канал связи между брендами и потребителями. Потребители используют WABI для аутентификации продуктов, защищенных блокчейном, и обмена отзывами. Компании FMCG, с другой стороны, проводят целевые опросы и опросы общественного мнения, чтобы получить представление о потребителях и стимулировать принятие эффективных решений. Кроме того, бренды могут проводить A/B-тесты с живой аудиторией и тестировать цены, обмен сообщениями, цвет и многое другое, чтобы оптимизировать свои предложения для конкретной целевой аудитории.

Блокчейн-платформа IZZZIO — это инфраструктура и набор инструментов для легкого и экономически эффективного создания блокчейн-решений с целью оптимизации бизнес-процессов для бизнеса и государственных учреждений. Блокчейн-технологии используются для сокращения операционных издержек за счет автоматизации различных бизнес-процессов компании, а также подтверждения подлинности документации, необходимой для осуществления логистических операций. В планах компании — выпускника GenerationS — продолжить развивать готовые продукты и сервисы на базе платформы, среди которых — системы для проведения голосований, трекинга различных событий, хранения и обработки данных, проверки документов на целостность, верификации сертификатов и дипломов на подлинность, эскроу-сервис и IoT-решение.

Сфер для возможного сотрудничества корпораций в сфере FMCG и стартапов становится все больше — нужны инновационные разработки, снижающие риск воздействия на окружающую среду, востребовано производство и упаковка продуктов с помощью технологий ИИ, блокчейн и расширенная аналитика, а также возможности для повышения вовлеченности, опыта и удовлетворенности клиентов. Выявление новых возможностей и появляющихся технологий для внедрения в бизнес на раннем этапе имеет большое значение для получения конкурентного преимущества на рынке. И этот тренд наверняка сохранится на долгие годы. Успех стартапа во многом зависит от его открытости и готовности к диалогу с корпорациями и стратегического подхода к развитию своего бизнеса и технологий.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья