ENG
Добавить в избранное
В мире, Стартапы

Психо сам с собою

Рынок цифрового психического здоровья рос еще до начала пандемии, но стресс, вызванный COVID-19, увеличил спрос на онлайн-продукты для поддержки ментального здоровья. Сейчас, согласно Global Wellness Institute, мировая экономика психического здоровья оценивается в $120,8 млрд. Стартапы растут как грибы: в операционных системах Apple и Android, по данным European Connected Health Alliance, доступно более 380 тыс. приложений для здоровья, из них около 20 тыс. предназначены для решения проблем психического здоровья. Лучшие проекты — в обзоре «Инвест-Форсайта». 

Сочувствующий чат-бот

Порой сложно говорить о своих чувствах, когда на душе плохо. Предпринимательница из Индии Джо Аггарвал (Jo Aggarwal) знает это не понаслышке: несколько лет назад она впала в глубокою депрессию, когда ее стартап по уходу за престарелыми не смог найти нишу на рынке.

Но у истории болезни Аггарвал счастливый финал — депрессия подсказала новую бизнес-идею.

«Тогда было ясно, что мне нужно с кем-то поговорить. Но мысль поделиться своими чувствами с другим человеком казалась пугающей. Я подумала, что мне могут помочь чат-боты, которые достаточно хорошо коммуницируют с людьми», — рассказывает Джо.

В 2016 году ее компания Touchkin eServices выпустила приложение для психического здоровья на базе искусственного интеллекта (AI) — Wysa. Теперь предпринимательница надеется, что людям, находящимся в депрессии, будет проще, если их выслушает «эмоционально-интеллектуальный» робот.

Базовое приложение бесплатно и полностью анонимно (подписка Wysa Premium Plus стоит $99 в мес. — Ред.). Пользователь делится своим состоянием с чат-ботом. Искусственный интеллект анализирует рассказ, на его основе выбирает линию вопросов или технику, заранее написанную психотерапевтом, затем продолжает беседу. В тяжелых клинических случаях программа рекомендует обратиться в экстренную службу или направляет к реальному терапевту.

«Мы хотим, чтобы каждый человек имел доступ к ресурсам психологической помощи. Наш бот — это тот друг, который всегда рядом и готов вас выслушать в 4 утра, несмотря на географические и социально-экономические барьеры. Удивительно, но во многих случаях это единственное, что нам действительно нужно», — добавляет основательница проекта.

Wysa, подчеркивает она, не заменяет врача. Это дополнительный инструмент, когда нужно дать выход эмоциям. Пользователи с диагнозами — здесь редкий случай. В Wysa в основном приходят за тем, чтобы улучшить сон, уменьшить тревогу или разобраться в отношениях. С началом пандемии проект пополнил свою методологическую базу модулем, разработанным в Университете Цинциннати. Он предназначен для лечения тревоги, связанной с COVID-19. В марте этого года Wysa вошла в число 17 приложений в инвестиционной программе Google Assistant, а в мае компания закрыла раунд финансирования серии A на сумму $5,5 млн. Всего индийский стартап собрал $9,4 млн инвестиций.

Фото: Medium
Фото: Medium

Сейчас приложение Wysa доступно, помимо Индии, в США и Великобритании. Им пользуются свыше 3 млн пользователей. В прошлом году правительство Сингапура лицензировало его на своей территории для борьбы с эмоциональными последствиями пандемии коронавируса. Но в будущем, по задумке Джо Аггарвал, Wysa перерастет в более крупный формат: вместо того, чтобы направлять пациентов с диагнозами к внешним терапевтам, стартап намерен стать сервисом полного цикла и создать свою сеть поставщиков психиатрических услуг.

Как помочь детям

Каждый восьмой (12,8%) человек в возрасте от 5 до 19 лет, согласно отчету правительства Великобритании, страдает психическим расстройством, но две трети детей не могут получить доступ к услугам здравоохранения из-за растущего спроса. COVID-19 только усугубил ситуацию. Впрочем, британский стартап Healios считает, что придумал эффективную формулу онлайн-терапии для детей. Идея проекта родилась у Рича Эндрюса (Rich Andrews), когда он устал бороться с системой здравоохранения, так и не добившись помощи для своих близких родственников, страдающих психическими заболеваниями. В 2013 году Эндрюс, ранее занимавший руководящую должность в швейцарской фармацевтической компании Hoffmann-La Roche, запустил стартап Healios.

Фото: BusinessCloud.co.uk
Рич Эндрюс. Фото: BusinessCloud.co.uk

Онлайн-платформа предназначена для обычных детей, у которых наблюдается повышенная тревожность и плохое настроение, а также для детей с аутизмом и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность. — Ред.). На первом этапе врачи Healios оценивают состояние психического здоровья ребенка. Затем они предлагают индивидуально подобранную программу терапии, а в случае аутичных детей — план постдиагностической поддержки всей семьи. С момента основания британский стартап провел свыше 70 тыс. клинических сеансов.

«Великобритания переживает кризис психического здоровья. Спрос намного превышает предложение, и технологии должны сыграть жизненно важную роль в сокращении этого разрыва. Мы безмерно гордимся жизнями, которые мы уже изменили с помощью Healios», — рассказывает Рич Эндрюс.

Но он скромничает: за последние годы стартап добился признания на государственном уровне. Платформу виртуальной помощи одобрила Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS). Национальный институт здравоохранения и совершенствования медицинской помощи высоко отметил ее службу когнитивно-поведенческой терапии и семейного вмешательства при психозе и шизофрении. А национальная служба здравоохранения Англии включила метод оценки аутизма Healios в Национальное руководство по передовой практике в области аутизма. В этом году стартап закрыл раунд серии A на £7 млн (общий объем финансирования составляет £9,2 млн). Инвестиции пойдут на технологический апгрейд платформы с помощью искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения. После запланированного расширения по Великобритании Healios рассчитывает выйти на международный уровень.

Обратитесь к «Яне»

Андреа Кампос (Andrea Campos) борется с депрессией с 8 лет. Она испробовала все варианты лечения — от поведенческой терапии до фармакологии.

В 2017 году, когда ей было чуть за 20, Андреа научилась программировать. Она создала простенькое приложение психологической помощи. В роли чат-бота Кампос переписывалась с пользователями, которые устали бороться с депрессией.

«В течение месяца я притворялась, что являюсь приложением, и отправляла этим людям список действий, которые они должны были выполнить в течение дня, например писать в дневнике благодарности», — вспоминает она.

Но Андреа Кампос пошла дальше. Краудфандингом она собрала около $10 тыс. На эти деньги девушка наняла разработчика. Но вскоре в Мехико произошло землетрясение, и программисту, потерявшему свой дом, пришлось переехать.

«Я осталась ни с чем», — добавляет Кампос.

Фото: yana.com.mx
Фото: yana.com.mx

«Если хочешь сделать хорошо, сделай сама», — с этой мыслью девушка взялась за проект в одиночку. В 2020-м она запустила приложение Yana (аббревиатура от You Are Not Alone).

Нарастить пользовательскую базу ей помог Google. В том же году он назвал Yana одним из лучших приложений для личностного роста. Это вызвало всплеск интереса — количество пользователей с отметки 1 млн выросло до 5 млн. Следом мексиканский стартап привлек финансирование — по данным TechCrunch, сумма составила свыше $1,5 млн.

Сейчас приложение входит в тройку самых загружаемых приложений в Мексике и 12 странах, включая Испанию, Чили, Эквадор и Венесуэлу. С момента создания первой версии Yana кардинально изменилась.

В приложении, кроме беседы по душам с чат-ботом, можно создать распорядок дня, вести дневник благодарности, отмечать свои мысли и чувства в календаре с возможностью вернуться и просмотреть их заново. Расширенный функционал доступен по премиум-подсписке — за 119 мексиканских песо (свыше 400 руб.) в мес. В будущем, по словам Андреа Кампос, Yana планирует «уйти от нарратива о депрессии и тревоги».

«Мы намерены конкурировать в сфере оздоровления, — заявила она TechCrunch, — мы хотим стать витамином для души и постоянно поддерживать психическое здоровье людей». 

Работа без стресса

Стресс, тревога, печаль, недовольство собой — на фоне пандемии эти слова все чаще звучат среди сотрудников. Согласно исследованию State of the Global Workplace, стресс обходится мировой экономике в $8,1 трлн в год. У физического и эмоционального перенапряжения есть несколько причин. На первом месте, по информации Управления по охране труда Великобритании, стоит рабочая нагрузка (44%), затем идут насилие, угрозы или издевательства (13%), следом — отсутствие поддержки (14%) и напоследок — изменения на работе (8%). Статистика вызывает беспокойство, но основатель британского стартапа Unmind доктор Ник Тейлор (Nick Taylor) считает, что справиться со стрессом помогут цифровые решения.

«Технологии помогают отслеживать, анализировать и понимать наш сложный ум. Они позволяют нам визуализировать и оценивать области, которые нуждаются в улучшении, предпринимать значимые шаги для изменения наших привычек», — объясняет он.

До того как открыть свое дело, Тейлор работал ведущим клиническим психологом в Национальной службе здравоохранения Великобритании (NHS). За годы работы он наблюдал, как у рядовых сотрудников падала мотивация из-за давления сверху. Они начинали прогуливать и в скором времени теряли работу. Чтобы повысить производительность, Ник Тейлор решил разработать стратегию поддержки работников NHS. Но вскоре программа, которая готовилась для отдельно взятой организации, превратилась в универсальное средство для всей корпоративной культуры.

Воплотить задумку Тейлору помогли серийный бизнесмен Ри Морган (Ry Morgan), предприниматель в области информационных систем управления и инновационных продуктов Ник Тонг (Nick Tong) и ведущий специалист в области корпоративного благополучия Стив Перальта (Steve Peralta). В 2016 году они выпустили совместный продукт — Unmind.

Фото: BusinessCloud.co.uk
Доктор Ник Тейлор. Фото: BusinessCloud.co.uk

Платформа помогает сотруднику анонимно отслеживать и оценивать свое психическое здоровье. Для этого ему необходимо заполнить анкеты и вести дневник настроения. В дополнение к таким экстренным услугам, как телетерапия, платформа предлагает инструменты для поддержки повседневного самочувствия — от йоги и полезных рецептов до упражнений для улучшения концентрации внимания.

Чтобы лучше понять потребности сотрудников, работодатели могут запросить у Unmind отчеты на основе анонимных данных. Сейчас платформой, заявляют в компании, пользуются свыше 2 млн сотрудников в 110 странах. Пик популярности Unmind пришелся на прошлый год, когда уровень стресса зашкаливал из-за COVID-19. Количество клиентов резко выросло — платформой пользуются John Lewis и M&S, банк TSB, Uber, Samsung, Virgin Media, British Airways и Asos. В прошлом году выручка стартапа увеличилась более чем на 300% (точные цифры компания не раскрывает. — Ред.). Это привлекло к проекту внимание крупных инвесторов — серию В Unmind закрыл на сумму в $47 млн. Всего стартап получил $63, 2 млн инвестиций.

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья