ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Путь яблока от яблони до покупателя

Варвара Сошина

Варвара Сошина

Директор производственно-логистического центра «Агроном-сад»

Крупные компании, занимающиеся сбором и поставкой своего урожая до дистрибьютора, редко имеют право даже на малейшую ошибку. Каждый их шаг должен быть заранее продуман, а контроль отлажен до максимального уровня. 

Правило первое. Начинать транспортировку с качественной уборки

Казалось бы, вопрос доставки товара до потребителя должен начинаться с машины или другого транспортного средства. Но нет, процесс запускается намного раньше: еще на этапе сбора урожая.

Компаниям, у которых объем продукции огромный (а компания «Агроном-сад» ежегодно собирает около 30 тыс. тонн товарного яблока), не стоит забывать, что этот момент становится решающим во всей дальнейшей логистической цепочке.

После того как продукт собран, он не может долго оставаться на открытом воздухе без специальных условий хранения и сортировки. Поэтому перед сборщиками стоит важная задача — во время сбора урожая сразу контролировать соответствие продукта всем стандартам.

Наша компания для этого задействует более 1000 сотрудников, потому что весь процесс происходит на огромной территории площадью свыше 2 тысяч гектар.

Как только яблоко сорвано с ветки, у него есть не более 5–6 часов, чтобы отправиться в хранилище. Такую скорость у нас обеспечивают служба основного производства, которая непосредственно занимается сбором, и механизаторы, непрерывно поставляющие продукт на перегрузочную площадку. В этот момент яблоки уже загружаются в транспортные средства и отправляются в производственно-логистический центр — от слаженности двух команд напрямую зависит качество продукции.

Здесь же, в части транспортировки, есть важный момент: все дороги в садах на постоянной основе поддерживаются в идеально ровном состоянии при помощи специальной техники — грейдера. Если этого не делать, усилия по сбору будут напрасны, так как продукт испортится уже на первом этапе перевозки из-за наезда обычную кочку: фрукт при резком соприкосновении с твердой поверхностью может побиться.

Правило второе. Автоматизировать сортировку и планировать хранение

Без правильного хранения и сортировки яблоко никогда не дойдет до покупателя в товарном виде. Чем слаженнее работает производственно-логистический центр, тем больше продукции компания сможет обработать. При условии, что в нашем примере товар имеет определенный срок годности и подождать без специальных условий хранения он просто не может, а объем, напомним, колоссальный, счет идет на минуты.

В том числе поэтому многие процессы должны быть автоматизированы, иначе можно просто не успеть. Например, в «Агроном-сад», когда контейнер поступает на склад, у него уже есть уникальный идентификационный номер, который он получил на этапе сбора урожая. Контейнер взвешивается кладовщиком и сканируется по номеру. Это позволяет занести его в систему учета компании и сделать прозрачной всю первичную цепочку работ с учетом количества по каждому собранному полю и сорту.

Сортировка — высокотехнологичный процесс, поэтому без автоматизации на современной сортировочной линии просто не обойтись. Ну только если у вас очень маленький урожай, и вы можете его отсортировать собственными руками.

Объясним, зачем нужна автоматизация. У нас через линию проходит до 12 тонн в час. За этот час необходимо провести калибровку — разделить яблоко по размеру, без ошибок. Калибровка справляется даже тогда, когда расхождение между яблоками в 2 миллиметра, а также может определить внутренние дефекты. Человек просто физически не сможет такое сделать.

Благодаря автоматизации мы не только быстро справляемся с задачами, но и практически полностью исключаем потенциальные претензии наших клиентов, так как еще на этапе сортировки отбраковываем некачественную продукцию. Вдобавок мы сразу избавляемся от так называемого человеческого фактора, который был бы неизбежен при проверке сотрудниками таких объемов.

У яблок очень много своих нюансов: необходимо размещать их с учетом возраста сада, типа сада, доминирующего калибра, степени зрелости плодов и т.д. , где они были собраны; от всех этих факторов зависит сортировка и товарное соседство в период хранения. Например, малоемкие сорта можно хранить с другими сортами по принципу допустимого товарного соседства, то есть соединить их на основе вывода и условий хранения. При этом для многих других видов яблок неправильное соседство может испортить сразу большое количество продукции. Чтобы решать такие задачи, сотрудники отдела качества и технологий заранее составляют план с учетом объемов и специфики конкретных сортов и только после этого закладывают плоды в камеры на хранение.

Правило третье. Семь раз проверь перед отправкой к потребителю 

Впереди яблоку предстоит еще какое-то время лежать на полках у дистрибьютеров. Поэтому на этапе перевозки от склада в магазины тоже нужно поддержать максимальные условия, а клиентов подробно проинструктировать о сроках и правилах дальнейшего хранения.

Вернемся в момент, когда товар еще только собирается в путь до магазина. Как сделать так, чтобы избежать слишком долгого хранения или излишков на складе? Тут все просто — работать исключительно под запросы клиентов, оставляя небольшой сток. Мы так и делаем, потому что даже небольшой процент испорченного яблока ощутимо повлияет на финансовые издержки компании.

И вот товар отправляется в машину. Его складывают в конечную упаковку, которую также необходимо заранее продумать — здесь уже все зависит от самого яблока. Мы используем разнообразную транспортную и индивидуальную упаковку: и пакет-подушку, и сетку, и небольшие лотки, и специальную картонную упаковку, рассчитанную на небольшой вес продукции с возможностью укладки на соломенную подушку. Важно, чтобы с учетом дальнейшей транспортировки та или иная расфасовка помогала яблоку сохранить свои лучшие качества.

Перед тем как товар попадет в машину уже упакованным, мы берем за правило его еще раз перепроверить: мало ли что с ним могло произойти на заключительном этапе. Бывает такое, что вроде продукт прошел все испытания — его очень бережно сняли с ветки, сортировали и бережно хранили, но потом при расфасовке он вдруг испортился, например случайно ударился или упаковка испортила его товарный вид. Чтобы такого избежать, наш отдел контроля качества и технологий еще раз проверяет яблоки, уже погруженные на отправку, и убеждается, что никаких отклонений нет. Помимо этого, мы считаем важным проверить сами фуры, в которых продукт поедет дальше, на предмет санитарного соответствия и отсутствия посторонних запахов, чтобы проделанная ранее работа команды не оказалась напрасной.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья