ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

R&D-лаборатория в ИТ: задачи, структура и ресурсы

Иван Болгар

Иван Болгар

Директор по развитию CorpSoft24

Лаборатории исследований и разработок (R&D) в ИТ-компаниях создаются с целью стимулирования инноваций, разработки новых продуктов и технологий, а также улучшения существующих решений. Сегодня они начинают играть ключевую роль в стратегическом развитии бизнеса. Расскажем о деталях и перспективах формата.

Фото: depositphotos.com

Из вещи в себе к вещи для всех

R&D-лаборатории как выделенные подразделения в структуре компаний для решения нестандартных задач существовали давно, но не были массово распространены.

Выглядели они так: группа людей — как правило, «технарей» — посвящали свое время решению определенных задач компании «на перспективу». Чисто внутренняя история: получится что-то придумать — отлично; нет — ничего страшного и срочного. Возглавляли направление энтузиасты, уход которых мог привести к остановке работы подразделения.

Сегодня же конкуренция через развитие цифровых решений стремительно растет. Интенсивный путь раскрытия потенциала ИТ для бизнеса, в том числе через возможности формата R&D-лаборатории, выходит на первый план.

Цели R&D: создание новых конкурентоспособных продуктов, сокращение времени вывода их на рынок и в итоге повышение общей эффективности и инновационности бизнеса.

Спектр интересов

Сегодня акцент в работе R&D-формата в силу общих трендов делается в пользу искусственного интеллекта и машинного обучения, разработки аналитических алгоритмов и моделей, а также создания различных «умных» систем.

Кибербезопасность стала важным направлением, требующим исследования и разработки методов защиты от кибератак.

Большие данные играют заметную роль в цифровизации, и R&D-вектор здесь способствует созданию инструментов для эффективной обработки и анализа массивных дата-сетов.

Интернет вещей (IoT) и облачные технологии представляют собой стратегические области для подключения и управления устройствами через интернет, а также улучшения облачных решений для гибкого и масштабируемого использования ИТ-ресурсов.

В виду того, что многие современные ИТ-продукты и решения создаются на стыке сразу нескольких технологий и подходов, привлечение «R&D-лаба» как кросс-функционального формата разработки является наиболее логичным и оправданным выбором.

Устройство и ресурсы 

Структура «R&D-лаба» обычно состоит из нескольких подразделений. Прежде всего, это исследовательский отдел. Он занимается фундаментальными и прикладными исследованиями, ведущими к новым технологическим прорывам. Затем отдел разработки, отвечающий за создание новых продуктов на основе проведенных исследований.

Отдел тестирования занимается проверкой качества и надежности создаваемых решений, а специалисты по защите интеллектуальной собственности обеспечивают охрану инновационных разработок и управляют патентными заявками.

Важнейшую роль играют проектные команды, фокусирующиеся на разработке конкретных продуктов или технологий, координируя усилия между различными специалистами.

Руководство лабораторией осуществляет директор по исследованиям и разработкам, определяющий приоритетные направления работы.

Для эффективного функционирования R&D-лаборатории в первую очередь необходимы квалифицированные специалисты, такие как исследователи, разработчики, аналитики, архитекторы и проектные менеджеры, с глубокими знаниями и опытом в своей области.

Они должны быть в курсе последних технологических трендов и обладать практическими навыками в программировании, обладать алгоритмическим мышлением, разбираться в анализе данных и других областях.

Непосредственно работа лаборатории опирается на системы для документирования и управления проектами, а также платформы для совместной работы и обмена знаниями, что способствует прозрачности и контролю над рабочими процессами R&D.

Методологии, инструменты и метрики

Одним из ключевых подходов к организации работы лабораторий R&D в ИТ является методология Customer Development. Она помогает выявить потребности внутреннего заказчика, а также потенциальных внешних пользователей на всех этапах создания продукта.

В рамках Customer Development создаются минимально жизнеспособные продукты (MVP) для проверки идей и получения обратной связи.

Для организации процессов разработки и взаимодействия команд используются Agile и Scrum, которые помогают обеспечить гибкость и адаптивность процесса разработки, а также быстро реагировать на изменения и новые требования. Регулярные собрания — ежедневные стендапы и спринт-ревью — помогают анализировать выполненную работу, выявлять возникающие проблемы и искать пути их решения.

Важные элементы — проведение код-ревью, которое позволяет повысить качество кода и улучшить общую архитектуру программных решений, а также тестирование, которое гарантирует, что продукт соответствует заданным требованиям и работает без сбоев.

Для оценки прогресса и эффективности работы лаборатории используются ключевые показатели эффективности (KPI), они помогают оценить успех проектов, эффективность работы команды и лаборатории в целом. Здесь стандартно используют метрики: время разработки, количество выявленных и исправленных ошибок, удовлетворенность клиентов и рентабельность проектов.

Еще один принципиальный элемент — определение и распределение бюджета для лаборатории R&D. Это многоэтапный процесс, который должен быть начат с оценки стратегических целей компании и возможностей подразделения R&D. Определение приоритетных направлений исследований и разработки, а также основных целей, которые должны быть достигнуты.

По завершении бюджетного периода проводится оценка результатов, чтобы определить, насколько эффективно были использованы средства и как они способствовали достижению поставленных целей. Такая оценка позволяет выявить сильные и слабые стороны в работе лаборатории, а также внести необходимые корректировки.

Результаты и их использование

Интеграция результатов работы R&D-лаборатории в коммерческие продукты и сервисы сопровождается определенными сложностями. Оценка коммерческой жизнеспособности продукта или технологии, определение рынков сбыта и обеспечение спроса может быть сложной задачей.

Не все результаты исследований перерастают в успешные продукты из-за недостаточного спроса или невысокой рентабельности: такие провалы необходимо минимизировать через повышение качества предварительной исследовательской работы.

Защита интеллектуальной собственности, созданной в лаборатории, также является важным аспектом успешной работы. Речь о регистрации патентов, обеспечении конфиденциальности важных исследований и разработок до момента их официального патентования или коммерциализации.

Говоря о будущем формата лаборатории R&D, важна возможность обучения и профессионального развития специалистов. Их участие в конференциях и семинарах поддерживает высокий уровень компетенций и вовлеченности сотрудников.

Поэтому большую роль в успехе R&D-формата играют связи с университетами и научными организациями, а также партнерства с академическими и исследовательскими учреждениями, которые позволяют обмениваться знаниями, реализовывать совместные проекты и привлекать молодых талантов.

Совместная разработка технологий или продуктов с другими компаниями способствует обмену опытом и ресурсами. Не стоит забывать, что R&D-проекты в России сегодня также могут финансироваться государственными фондами и программами, которые стимулируют развитие технологий.

Критерии успеха работы R&D-лаборатории

В каждой компании могут быть свои критерии успеха. Основными являются следующие:

  1. Исследования и разработки становятся коммерчески успешными и вносят свой вклад в доходы компании.
  2. Разработки способствуют достижению конкурентных преимуществ компании.
  3. Регистрация патентов на основе исследований, выполненных в лаборатории.
  4. Исследовательские проекты выполняются в рамках установленного бюджета, качественно и в срок.

В каком случае нужна собственная R&D-лаборатория:

  1. Если компании необходимы уникальные решения, которые невозможно или нецелесообразно приобретать у сторонних поставщиков.
  2. Если задачи, стоящие перед компанией, требуют глубоких научных исследований и разработок, которые трудно выполнять без специализированной лаборатории.
  3. Если основные конкуренты уже имеют собственные R&D-лаборатории и получают от этого существенные преимущества.
  4. Если у компании есть достаточные финансовые ресурсы для инвестиций в создание и поддержание R&D-лаборатории.

В некоторых случаях более целесообразно использовать услуги внешних R&D-центров или вступать в партнерские отношения с университетами и исследовательскими институтами.

Стоимость запуска R&D-лаборатории может варьироваться в зависимости от множества факторов: масштаб лаборатории, оборудование, сфера исследований, квалификация сотрудников — и может составлять от 50 до 200 миллионов рублей. Более точную оценку можно получить, исходя из конкретных условий и требований конкретной компании и лаборатории.

Резюме. 6 шагов по созданию R&D-лаборатории в ИТ-компании:

  1. Определите цели и задачи. Необходимо определить стратегические цели и задачи R&D-лаборатории, на каких направлениях исследований и разработках будет сосредоточена лаборатория (например, искусственный интеллект, информационная безопасность и т.д. ). Необходимо установить ключевые показатели эффективности (KPI) для оценки успеха лаборатории.
  2. Сформируйте команду. Необходимо собрать квалифицированных специалистов в области исследований и разработок (разработчиков, аналитиков, архитекторов, проектных менеджеров), определить роли и обязанности каждого члена команды. Также необходимо обеспечить постоянное обучение и развитие сотрудников для поддержания высокого уровня компетенции.
  3. Создайте инфраструктуру. Необходимо обеспечить лабораторию оборудованием и программным обеспечением для проведения исследований и разработок.
  4. Разработайте процессы и методологии. Необходимо определить рабочие процессы и методологии, которые будут использоваться в лаборатории, разработать процедуры для проведения исследований, тестирования и внедрения новых технологий, внедрить системы управления проектами для отслеживания прогресса и координации работы команды.
  5. Интегрируйте результаты. Необходимо внедрить механизмы для интеграции результатов исследований в бизнес-процессы компании, создать каналы для обмена знаниями с другими отделами компании.
  6. Наладьте сотрудничество. Необходимо развивать партнерские отношения с внешними организациями, такими как университеты, исследовательские центры и другие компании.
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья