ENG
Инвестклимат, Мнение

Ранняя налоговая диагностика: как проверить контрагента?

Михаил Бегунов

Михаил Бегунов

Управляющий партнёр TAX COMPLIANCE

Текущая судебная практика и решения, принимаемые налоговыми органами, основываются на нормах ст. 54.1 НК РФ, которые обязывают подтвердить реальность исполнения обязательств по сделке заявленным контрагентом, а также отсутствие умысла в минимизации налоговой базы при отражении операций в бухгалтерских и налоговых регистрах. 

Ранняя налоговая диагностика: как проверить контрагента?
Фото: depositphotos.com

Несоблюдение любого из этих условий влечет доначисление налога на прибыль и НДС, пеней, а также штрафа в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы налогов. Во избежание данных последствий рекомендуем организовать поэтапную систему проверки контрагентов, основанную как на анализе общедоступных критериев рисков, так и на сборе доказательств наличия необходимых ресурсов у контрагента для исполнения договорных обязательств.

Первый этап заключается в проверке базовых факторов, позволяющих оценить деятельность контрагента и установить основные налоговые риски перед заключением договора. Для анализа необходимо воспользоваться общедоступными критериями, используемыми налоговыми органами как в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, так и для оценки деятельности контрагентов (Приложение №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected], приказ ФНС России от 29.12.2016 №ММВ-7-14/[email protected]). Сведения об установленных рисках по деятельности контрагента можно получить из открытых источников (на сайте nalog.ru, в «Вестнике государственной регистрации»), а также с помощью программных продуктов («Контур.Фокус», система «Спарк»). Основными критериями недобросовестности контрагентов, которыми руководствуются налоговые органы при расчете предполагаемой недоимки по налогам в рамках предпроверочного анализа, являются:

  • недостоверные сведения о регистрации юридического лица;
  • отсутствие сведений об уплате налогов в бюджет;
  • наличие «массовых» руководителей и учредителей в период заключения договора или исполнения обязательств по договору (участие и руководство в компаниях свыше 7–10 юридических лиц);
  • отсутствие штатных сотрудников согласно справкам 2-НДФЛ;
  • отсутствие деловой репутации или регистрация контрагента незадолго до заключения договора с анализируемым налогоплательщиком.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности контрагентов должен основываться на совокупности рисков, установленных по результатам мониторинга общедоступных источников. Так, недостоверность сведений о месте регистрации юридического лица или сведений об учредителях и руководителях свидетельствует о риске непрерывности деятельности поставщика, поскольку данные факты являются предпосылками для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Информация из общедоступных источников также позволяет рассчитать налоговую нагрузку контрагента.

В случае приближения расходов контрагента к величине полученных доходов и уплаты минимальной суммы налогов в бюджет у налогового органа могут возникнуть предположения о «транзитном или техническом» характере деятельности контрагента в целях получения незаконной налоговой оптимизации проверяемым налогоплательщиком. При наличии риска «массовости» руководителя, а также сведений об исключении взаимозависимых лиц контрагента из ЕГРЮЛ налоговый орган может предположить, что первичные документы подписаны неустановленными лицами, поскольку указанный массовый руководитель при проведении мероприятий налогового контроля, вероятно, не подтвердит свои полномочия.

Риск отсутствия штатных сотрудников или специалистов, привлеченных по гражданско-правовым договорам, особенно важен в случае заключения с контрагентом договора по выполнению работ (услуг), поскольку в данном случае налоговый орган может предположить, что фактически работы были выполнены силами проверяемого налогоплательщика. Отсутствие деловой репутации послужит основанием для анализа налоговым органом экономической целесообразности привлечения данного контрагента, источников получения сведений о деятельности контрагентов, установления возможной косвенной взаимозависимости с сотрудниками или должностными лицами недавно созданного контрагента.

Кроме того, следует учитывать и иные сведения из открытых источников, позволяющих удостовериться в способности контрагента выполнить свои договорные обязательства качественно и своевременно:

  • сведения о надлежащем порядке исполнения работ в рамках государственных контрактов, информация по которым доступна в открытых источниках;
  • наличие разрешительной документации (свидетельств) из СРО на определенные виды строительных работ, действующие лицензии на ведение предпринимательской деятельности, действующие договоры лизинга на приобретение объектов, необходимых для хозяйственной деятельности.

Необходимо понимать, что анализ данных критериев позволяет оценить финансово-хозяйственную деятельность контрагента лишь по формальному признаку, то есть для исключения предпосылок доначисления недоимки по налогам данного анализа будет недостаточно. Помимо этого, налогоплательщику необходимо получить задокументированные доказательства правоспособности руководителя представлять интересы контрагента (выписка из ЕГРЮЛ, решение о назначении на должность, паспортные данные), а также подтверждение наличия у контрагента материально-технической базы и трудовых ресурсов для исполнения обязательств по сделке.

При установлении требований к информации, запрашиваемой у контрагента, следует отталкиваться от существа договорных обязательств. Так, при заключении договора на поставку товаров целесообразно убедиться в наличии в собственности транспортных средств с необходимой грузоподъемностью или договоров по привлечению транспортных средств сторонних организаций. Также стоит проверить сертификаты на приобретаемую продукцию, подтверждающие надлежащее качество товара, наличие необходимых складских помещений для хранения продукции без потери ее потребительских свойств в случае отсрочки поставки товаров (применимо к продуктам питания).

При заключении договора по выполнению строительных работ или оказанию услуг в узкоспециализированной профессиональной сфере необходимо удостовериться в наличии квалифицированного персонала для выполнения услуги, проверить на сайте reestr.nostroy.ru актуальность и легитимность представленного контрагентом разрешения на выполнение работ в области строительства, проектирования или инженерных изысканий.

Между тем следует понимать, что границы проявления должной осмотрительности при заключении договоров с поставщиками товаров (работ, услуг) определяются в том числе доступностью сведений, которые могут быть получены налогоплательщиком о своих контрагентах. Налоговое законодательство не наделяет налогоплательщика правами на проведение по существу мероприятий налогового контроля, кроме того, у налогоплательщика не имеется прав и возможности устанавливать те обстоятельства, которые могут быть выявлены налоговыми органами (провести экспертизу подлинности подписи на документе, получить информацию о налоговых регистрах контрагента).

Также следует учитывать, что налоговые риски контрагента сами по себе не являются свидетельством получения незаконной налоговой оптимизации проверяемым налогоплательщиком, поскольку налоговый орган обязан доказать умышленность действий лиц по формированию мнимой сделки. В качестве доказательств координации действий контрагента проверяемым налогоплательщиком служат факты косвенной взаимозависимости, свидетельствующие о централизованном управлении деятельностью контрагента (наличие единой бухгалтерской службы, «пересечение» штатных сотрудников, финансовая подконтрольность поставщика).

Рекомендуем на этапе ранней диагностики контрагента учитывать данные факторы и подготовить разъяснения и доказательства фактического отсутствия взаимозависимости (подтверждение, что программы с бухгалтерскими базами разделены, сотрудники работают по совместительству, характер занимаемой должности не позволяет повлиять на управленческие решения).

При заключении договоров с покупателями (заказчиками), которые не являются взаимозависимыми лицами, рисков с точки зрения налогового законодательства не возникает, так как данные суммы не уменьшают налоговую базу, а являются доходом организации. Однако чтобы исключить вероятность возникновения неблагоприятных последствий неисполнения покупателем обязательств по своевременной оплате товаров, необходимо провести анализ платежеспособности заказчика, удостовериться в отсутствии финансовых убытков от деятельности.

Налоговые риски по заключенным с покупателями договорам могут возникнуть в части вменения обстоятельств дробления бизнеса, где в проверяемом периоде налогоплательщиком совершались действия по умышленному созданию дополнительного звена в цепочке реализации для искусственного наращивания цены на товар с целью снижения налоговых обязательств. То есть при взаимодействии с транзитными покупателями (в том числе взаимозависимыми лицами) важно установить отсутствие привилегированного характера условий сделок со спорными покупателями в сопоставлении с иными покупателями. Таким образом, даже при наличии у контрагентов рисков ведения финансово-хозяйственной деятельности указанные обстоятельства не являются однозначным показателем неблагонадежности контрагента при документальном подтверждении наличия ресурсов для исполнения обязательств по сделке.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья