ENG

Перейти в Дзен
Аналитика, Технологии

EY: в России растет популярность финтех-решений

В рейтинге 20 крупнейших мировых рынков Россия занимает 3 место по частоте использования инновационных услуг в финансовой сфере, говорится в исследовании «Проникновение финансово-технологических услуг в мегаполисах России и в мире» от аудиторско-консалтинговой компании EY. Опережают Россию по данному показателю только Индия и Китай.

Применительно к России индекс проникновения услуг финансовых технологий составляет 43%, в случае с Индией речь идет уже о 52%, в Китае данный индекс еще выше — 69%.

 «Драйверами роста являются не только финтех-услуги, характерные для развивающихся рынков (онлайн-платежи и перевод денег за рубеж). Перспективными направлениями стали услуги, типичные для развитых рынков, в том числе страхование с использованием телематических систем, финансовое планирование и инструменты финансирования в режиме онлайн», — говорит управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.

Индекс основывается на результатах опроса, проведенного компанией среди пользователей интернета, и соответствует числу участников опроса, которые за последние полгода пользовались двумя и более финтех-услугами.

Средний уровень проникновения услуг финтеха в странах-участниках исследования оценивается в 33%. Именно такой уровень индекса, кстати, получили США и Гонконг (33 и 32% соответственно). А вот в Великобритании и Бразилии к услугам инновационных финансовых сервисов прибегают куда больше пользователей — 42% и 40%. Меньше всего финтех-услугами пользуются в Японии и Канаде, где соответствующий индекс составляет 14% и 18% соответственно. Невысока популярность их и в Сингапуре (индекс составляет 23%).

Как отмечается в исследовании, самым большим спросом у отечественных потребителей финтех-услуг пользовались небанковские денежные переводы, к ним прибегало 89% аудитории. С помощью мобильного телефона платежи проводило 54% пользователей, на третьем месте по популярности оказались банковские сервисы, осуществляющие работу только в режиме онлайн, без подразделений (их задействовало 46% участников исследования).

В 2016 году самой популярной услугой в российском финтехе был перевод денег за рубеж. Хотя, подчеркивается в исследовании, игроки готовы оказывать инновационные услуги практически на всех рынках. Россияне, впрочем, если и готовы к их использованию, то, скорее, потенциально. Так, около трети участников исследования допускают возможность проведения операций с валютой в онлайн-режиме, 24% выразили готовность воспользоваться страхованием с использованием телематики, примерно столько же — 23% — не исключают оформления медстраховки, в рамках которой будут использованы умные гаджеты.

В России исследование EY проходило в городах-миллионниках, в прошлом году анализировались предпочтения лишь жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Больше всего поклонников финтехнологий оказалось именно в двух столицах — 46%, а вот регионы пока отстают: здесь к инновационным решениям прибегает только 40% респондентов. Всего в рамках исследования было опрошено 2082 интернет-пользователя.

«По сравнению с прошлым годом индекс проникновения финтех-услуг в Москве и Санкт-Петербурге вырос сразу на 11% — с 35% до 46%», — говорится в исследовании.

При этом авторам работы не удалось выявить видимых связей между уровнем дохода и образования и готовностью использовать финтех-решения в повседневной жизни. Среди главных причин, почему пользователи все чаще обращаются к ним, простота открытия счета, а также возможность иметь доступ к финансовым сервисам круглосуточно.

Однозначно сказать, какие именно структуры в будущем рискуют потерять позиции на финансовом рынке, а кто, напротив, их укрепит, весьма сложно.

«Дополненная реальность, Интернет вещей и искусственный интеллект станут основополагающими технологиями, остальное покажет время. И только одно уже сейчас можно утверждать с уверенностью: стабильность и предсказуемость уходят в прошлое», — говорит управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.

К тому же пока, по мнению авторов исследования, традиционные банки в России могут не опасаться конкуренции со стороны компаний, предлагающих рынку инновационные решения в области финансовых технологий. Все же о тотальном проникновении финтех-услуг пока говорить еще рано — лишь десятая часть участников опроса считает для себя основным тот банк, который предоставляет услуги только онлайн. Куда более активно респонденты пользуются услугами традиционных финансовых структур — за последние 6 месяцев 98% из них посещали банк лично, столько же пользовались прямой линией для связи с банком. Довольно высок и уровень недоверия к финтех-структурам — с настороженностью относится к инновационным банковским организациям пятая часть участников опроса. Никогда в жизни не пользовались финтех-сервисами 49% россиян.

Однако несмотря ни на что, уровень проникновения финтех-услуг в России будет только расти, полагают авторы исследования. Число пользователей банковскими сервисами, работающими только в онлайне, в скором времени может вырасти на 24%, а количество тех, кто использует для денежных перевод мобильный телефон, — на 30%. Как полагают авторы работы, аудитория финтеха будет расширяться в первую очередь за счет пользователей, которые в меньшей степени заинтересованы в банковских услугах.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья