В 2020 году весь мир охватила волна паники из-за стремительного распространения COVID-19. Часть предприятий, в том числе автопромышленности, частично или полностью приостановила работу в период пиковой активности коронавируса. События нанесли удар по мировой экономике, в результате чего сейчас наблюдаются предпосылки возникновения глобального экономического кризиса.
Правительством России утвержден перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии COVID-19. Сфера автомобильных продаж также включена в список. За восемь месяцев продажи на автомобильном рынке упали на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Тем не менее с июля 2020 года фиксируется постепенное восстановление продаж. Положительный эффект наблюдается за счет стремительно растущего спроса населения на подержанные автомобили. В июле текущего года продажи на вторичном автомобильном рынке выросли на 13,8% по сравнению с июлем 2019 года и на 33,7% в сравнении с июнем 2020 года. Таким образом, был зарегистрирован новый за последние 5 лет рекорд — чуть больше 560 тысяч проданных автомобилей.
Увеличившийся спрос легко объяснить ожидаемым потребительским поведением. Напряженная экономическая обстановка в стране и в мире, девальвация рубля и риски высокого уровня инфляции побуждают потребителей задуматься о вложении накопленных средств в автомобили. Машина — это своеобразный вид пассивного дохода. Помимо того, что автомобиль используется собственниками в личных целях, при желании его также можно сдавать в аренду или работать на нем, что будет приносить прибыль.
Конечно, с одной стороны, логичнее купить новый автомобиль, ведь тогда через 3–5 лет его можно более выгодно перепродать. Однако в настоящий момент цены на машины в салонах заметно выросли. В среднем стоимость авто увеличилась на 10–12% (в зависимости от сегмента) по сравнению с докарантинными ценами. Увеличившиеся цены на новые автомобили — еще одна причина, из-за которой растут продажи на вторичном рынке.
Есть еще один фактор, провоцирующий спрос на подержанные авто, — дефицит популярных новых моделей среднего класса в салонах. Нехватка машин наблюдается из-за приостановки работы автоконцернов, а также из-за сложностей импорта при закрытых границах.
На сегодняшний момент цены на вторичном рынке находятся приблизительно в точке равновесия. Однако по мере того, как предложение начнет уменьшаться, стоимость автомобилей неизбежно начнет увеличиваться. Кроме того, если спрос населения на автомобили с пробегом сохранится, в скором времени может сформироваться дефицит авто на вторичном рынке. Тогда сложится ситуация, сравнимая с текущей обстановкой на рынке новых авто.
Предугадать, как долго будет сохраняться высокий спрос на автомобили с пробегом, довольно непросто. Расклад будет напрямую зависеть от экономической обстановки в стране, а также от геополитической ситуации, которая в настоящее время остается напряженной. Скорее всего, спрос сохранится в сентябре и октябре, так как люди захотят приобрести автомобили до новогоднего повышения цен.
Отмечу, что продажи автомобилей с пробегом непосредственно связаны с продажами автомобилей в салонах. Когда поставки авто будут налажены, а производство возвращено к докарантинному уровню, продажи новых машин начнут постепенно восстанавливаться, а значит, спрос на покупку автомобилей в салонах постепенно будет расти.
В этом случае ситуация на вторичном рынке стабилизируется, что позволит избежать дефицита подержанных автомобилей.