В конце прошлой недели президент Владимир Путин подписал закон, который должен существенно изменить ландшафт на российском банковском рынке. Вместо единой банковской лицензии в российском праве появляются две: универсальная и базовая.
Банки, обладающие базовой лицензией, прежде всего не получат возможности работать на зарубежных рынках, обслуживать иностранных клиентов и открывать филиалы и дочерние структуры за рубежом. Однако они будут испытывать меньшее регуляторное давление, поскольку не будут обязаны отчитываться об управлении рисками и капиталом.
«С одной стороны, риски для банков с базовой лицензией снизятся, поскольку их ограничат в работе с рискованными активами, им запретят работать за пределами страны и кредитовать нерезидентов, — объясняет аналитик QBF Денис Иконников. — При этом количество нормативов для таких банков сократится в два раза. Банки с базовой лицензией будут интересны малому и среднему бизнесу в регионах, у которых нет потребности в услугах, доступных банкам с универсальной лицензией».
Компромиссное решение
Рациональность решения авторов нового закона не вполне очевидна. На беглый взгляд кажется, что регуляторы хотят в первую очередь защитить иностранных клиентов от не совсем надежных российских банков — явно не самая приоритетная цель для российских властей. Однако такие решения часто являются результатом очень сложных дискуссий и компромиссов.
Важнейший вопрос, который беспокоит всех специалистов в связи с российской банковской системой в последние годы, — вопрос о количестве банков. Многие полагают, что система, состоящая из большого количества мелких и средних банков, является более гибкой и менее уязвимой: крушение мелкого банка не создает фатальных проблем для регулятора.
Тем не менее, регулятор вольно или невольно долгие годы вел политику уменьшения количества кредитных учреждений — через «зачистку рынка» и отзыв лицензий, через выборочное распределение разных видов антикризисной помощи (которая никогда не доставалась малым банкам), а также через политику увеличения размеров минимального капитала. Впрочем, иногда государство и отступало от курса на безоговорочную финансовую централизацию — например, когда разрешало микрофинансовые организации.
Очередное такое «отступление» произошло и сейчас. Вместо того, чтобы, по сути, запретить существование малых банков, которые не смогут увеличить размеры своего капитала, государство согласилось на их существование — но с «неполноценной» лицензией. Обладатели универсальной лицензии должны обладать капиталом объемом свыше 1 млрд рублей, базовой — свыше 300 млн рублей. Можно предположить, что денежная разница между лицензиями будет со временем увеличиваться. Сейчас среди экспертов идет обсуждение возможности введения страхования счетов малых и средних предприятий (МСП) — системы, которая должна стать аналогом страхования вкладов для малого бизнеса. И, согласно одному из сценариев, который озвучил председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, первоначально такая система будет внедрена только в банках с базовой лицензией. Если так пойдет дальше — различия между «базовыми» и «универсальными» банками будут со временем только нарастать.
Банки превращаются…
По состоянию на апрель 2017 года в России действовало 297 банков с капиталом свыше 1 млрд рублей и 272 кредитные организации с капиталом менее 1 млрд рублей, при этом, как сообщал «Интерфакс», у 115 банков капитал составлял даже менее необходимых для базовой лицензии 300 миллионов.
«Установление минимального требования к капиталу в размере 300 млн рублей, скорее всего, приведет к сокращению числа действующих банков. Однако, учитывая мизерную долю данных банков в активах всей системы (менее 0,1%), уход данных игроков с рынка не приведет к снижению доступности финансовых услуг для клиентов», — считает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.
Если малые банки не предпримут срочных мер по увеличению своего капитала, то банковская система России поделится примерно «пополам» — в каждой из категорий окажется менее 300 кредитных организаций. Впрочем, время есть — получать базовую лицензию банки будут обязаны в течение 2018 года.
По мнению заместителя генерального директора Berkshire Advisory Group Александра Артемьева, до сих пор не до конца понятно, какие ограничения будут прописаны для банков с базовой лицензией и, главное, какие надзорные послабления они получат от мегарегулятора. Это затрудняет выбор для кредитных организаций: в первую очередь, для тех из них, которые имеют возможность нарастить капитал до величины, необходимой для получения универсальной лицензии. Времени на то, чтобы определиться, в какую категорию войти и инициировать все необходимые процедуры, банкирам дают очень мало.
Часть банков теоретически может отказаться от банковских лицензий и превратиться в микрофинансовые компании, для который установлен порог капитала в 70 млн рублей. При этом доля банков с базовой лицензией в суммарных активах банковской системы будет минимальной — порядка 1,5% процентов (оценка представителя ЦБ).
Очевидно, что статус базовых банков начнут получать прежде всего региональные кредитные организации. Например, из трех банков, зарегистрированных в Рязанской области, капиталом, нужным для получения универсальной лицензии, обладает только один. В Пермском крае пока на универсальную лицензию может претендовать только один банк из четырех.
«На мой взгляд, региональные банки с базовой лицензией формально могут сохранить большинство лояльных им клиентов, однако маловероятно, что крупнейшие клиенты, заинтересованные в трансграничных переводах, останутся работать с такими банками, — полагает Александр Артемьев. — При этом порядка 90% банковской системы уже сосредоточены в банках из ТОП-50, и перспективы развития малого и среднего бизнеса, особенно в депрессивных регионах, весьма пессимистичны».
Централизация продолжается
В чем согласны все опрошенные «Инвест-Форсайтом» эксперты — так это в том, что, несмотря ни на что, централизация банковской системы продолжится.
«Нынешняя лицензионная реформа продолжает политику Банка России по сокращению количества работающих на рынке кредитных организаций. Перевод большого количества мелких банков на базовую лицензию направлен, в первую очередь, на то, чтобы сделать их «смерть» более «цивилизованной» для вкладчиков и дешевой для АСВ, которому приходится выплачивать им страховое возмещение. Это в своем роде отражает ожидания регулятора от ситуации на банковском рынке в ближайшие годы», — считает председатель совета директоров площадки взаимного кредитования «Город Денег» Юлиан Лазовский.
Причин для централизации несколько. Прежде всего — уйдут банки с капиталом менее 300 миллионов. Кроме того, сам факт наличия неполноценной базовой лицензии будет способствовать ухудшению репутации кредитного учреждения.
«У людей может сложиться мнение, что банки с базовой лицензией — это «недобанки», и это снизит их привлекательность, — заявляет Денис Иконников. — На фоне принятия закона некоторые банки постараются нарастить уровень капитала до отметки в 1 млрд рублей, чтобы получить универсальную лицензию».
«Разделение банков будет способствовать росту концентрации капитала в крупных российских банках, но одновременно с этим и снижению давления на небольшие региональные банки. Другой вопрос, насколько россияне будут доверять небольшим банкам с ограниченной лицензией», — считает начальник управления кредитования Росевробанка Денис Притуло.
Тем не менее, не стоит забывать, что нынешняя реформа — результат компромисса, и она является далеко не самым жестким сценарием централизации. Альтернативой нынешней лицензионной реформы был бы прямой запрет на банки с капиталом менее 1 млрд рублей.
«Реформа будет способствовать более медленному сокращению числа российских банков», — говорит Денис Притуло.
«Единственный положительный аспект реформы, пожалуй, в том, что многим небольшим банкам переход на базовую лицензию поможет выполнить новые требование норматива достаточности капитала, которые в ином случае потребовали бы докапитализации за счет собственника, — соглашается Юлиан Лазовский. — Однако ключевую проблему — отсутствие на рынке места для мелких банков — это не решит. А значит, такие банки продолжат закрываться, а их общее число — сокращаться».
Автор: Константин Фрумкин