ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Развитие вскладчину: транспортные концессии как инструмент спасения экономики

Ольга Жильцова

Ольга Жильцова

Канд. экон. наук, доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ

Сегодня Россия стоит перед необходимостью кардинальной перестройки собственной экономики. Это глобальная задача, требующая массы ресурсов. Одним из вариантов реализации масштабных проектов переустройства экономики может стать механизм ГЧП. Государственно-частные партнерства не раз помогали государственным экономикам преодолеть кризис. Так, в 70-х гг. именно поиск и внедрение альтернативных механизмов ГЧП и переход к модели «нового государственного управления» дали развитым странам возможность выйти на новый виток развития. В РФ наиболее популярным видом ГЧП является концессионное соглашение. Порядка 80% всех инфраструктурных проектов, реализуемых по принципу государственно-частного партнерства, приходятся на долю концессионных соглашений. Большая часть этих проектов приходится на сферу транспорта. Кроме строительства дорог и мостов в рамках концессий создают технологические проекты для транспортной инфраструктуры. Что же такое концессия и в чем привлекательность этого механизма ГЧП в эпоху нестабильности?

Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Раменском районе Московской области. Сергей Пятаков / РИА Новости

Самый объемный рынок ГЧП

Уже сегодня рынок транспортных концессий — самый большой и развитый рынок ГЧП. Практически все крупнейшие концессии в России сегодня — это проекты в сфере транспорта. Большинство из них — это строительство автомобильных дорог. Первой по концессионному соглашению построили магистраль М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург). Также по концессии построены Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), обход Одинцова (отрезок федеральной дороги М-1 «Беларусь») в Московской области, мост через реку Амур между Россией и Китаем — «Благовещенск — Хэйхэ».

Использование концессий не ограничено федеральным уровнем, этот механизм также применяется и в регионах и является мощнейшим инструментом их развития. В декабре 2021 года правительство Московской области подписало договор о создании и эксплуатации платного дублера Егорьевского шоссе с компанией «М.Е.Т.К.». Трасса пройдет от Люберец до деревни Кошерово, ее протяженность составит 36,3 км.

При этом инициатором партнерства не всегда выступает государство, подход может быть и другим. В 2019 году между Самарской областью и хозяйственным партнерством «Концессионная компания «Обход Тольятти» договорились о строительстве одноименной трассы. В данном случае инвестор задействовал механизм частной концессионной инициативы. Он является альтернативным способом выбора наиболее подходящего инвестора, который готов реализовать проект на максимально выгодных условиях.

Кроме строительства дорог и мостов в рамках концессий создают технологические проекты для транспортной инфраструктуры. Так, например, рамках концессионного соглашения работает система фотовидеофиксации (ФВФ) в Подмосковье. Частный инвестор полностью выстроил инфраструктуру ФВФ и передал ее во владение государству, заключив контракт на эксплуатацию и обслуживание системы. Быстрое развертывание инфраструктуры было ключевым в этом проекте, так как он является ключевой частью инфраструктуры безопасного дорожного движения в регионе — проектом высокой социальной значимости.

Еще одно перспективное направление для развития государственно-частного партнерства в форме договоров концессий — это общественный транспорт. Эта отрасль хронически недополучает финансирование. При этом большая доля фондов общественного транспорта устарела и требует единовременного обновления. Поэтому была разработана государственная программа по модернизации общественного транспорта. В рамках программы планируется привлечь до 90 млрд руб. частных инвестиций, в том числе по концессионным соглашениям. Уже в начале прошлого года были заключены соглашения на 60 млрд руб. Самые крупные из них — на развитие трамвайного сообщения — в Таганроге и Верхней Пышме.

А включение в список объектов государственно-частных партнерств и IT-систем интеллектуальных транспортных систем тоже можно рассматривать как одно из перспективных для государства и частных инвесторов направление сотрудничества.

Как работают концессии в транспортной отрасли

В России сферу концессионных соглашений регулирует Федеральный закон № 115. Концессия — это вид партнерства между публичным (концедент) и частным инвестором (концессионер). Частный инвестор создает объект и получает право его эксплуатировать ограниченное время, которое зависит от срока возврата инвестиций. При этом сам объект после его создания переходит во владение публичного инвестора. Например, компания берет на себя обязательство построить и содержать магистраль, взимая с автомобилистов плату за проезд по ней. При этом сама дорога не перестает быть имуществом государства.

Концессия — гибкий механизм, который возможно точечно подстраивать под тот или иной проект. Меняться может срок действия соглашения, схема возврата частных инвестиций и другие параметры. Внебюджетные средства в большинстве случаев финансируются за счет кредитов, что позволяет банкам обеспечивать высокий уровень контроля действий концессионера на всех стадиях реализации проекта.

Строительство транспортной инфраструктуры — дорог, мостов, метро и т.п.  — как правило очень капиталоемкие проекты, которые требуют многомиллиардных инвестиций. Они имеют стратегическое значение для развития государства. Но при этом у государства не всегда есть бюджетные средства, чтобы их реализовать. В этом случае и применяют механизм концессии. Но есть и другие причины, которые заставляет госзаказчика даже при достаточном количестве средств выбирать партнерство с частным подрядчиком.

Во-первых, концессия позволяет распределить риски между публичным и частным инвестором. В договорах ГЧП очень важную роль играет подготовительная фаза до старта проекта. Для того чтобы грамотно рассчитать финансовый план и составить контракт, нужна высокая квалификация со стороны всех участников проекта. Качественно подготовленная и реализованная концессия приносить прибыль, это непременное условие ее функционирования.

Во-вторых, госзаказчик получает долгосрочные обязательства по качеству услуг. Ответственность за содержание объекта стимулирует инвестора вкладываться в качество уже на стадии проектирования. Например, компания «Главная дорога» при строительстве нового выхода на МКАД с трассы М1 «Беларусь» (обход Одинцово) для увеличения долговечности покрытия отказалась от традиционного для России подхода в пользу метода строительства немецких автобанов. Была организована круглосуточная работа аварийных комиссаров и постоянное видеонаблюдение. Кроме этого, именно здесь впервые в России была использована ливневая канализация и дренаж системы Pipe-Life (пап-лайф) из композитных материалов. Использование технологии позволило в два раза повысить пропускную способность труб.

И в-третьих, у госзаказчика просто может не быть кадров и компетенций, чтобы реализовать и обслуживать технологически сложные проекты.

Обеспечить инвестиционную привлекательность и продуктовую безопасность

Рынок ГЧП и концессионных соглашений в России растет, но пока не так быстро, как хотелось бы. По подсчетам аналитиков, в 2021 году было объявлено на треть больше концессионных и ГЧП конкурсов, чем в 2020 году. Это может позволить привлечь более 447,9 млрд руб. инвестиций, что почти в четыре раза больше, чем годом ранее. В 2019 году рынок концессионных соглашений составлял только 1,6% от ВВП России за 2019 год, в то время как в Великобритании, например, это около 6,6% от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9%, в Канаде — 8,1%.

Механизмы ГЧП и концессионных соглашений оказываются ключевыми для поддержания и создания социально важной инфраструктуры страны, которая станет фундаментом посткризисного развития. Кроме того, концессионные проекты с большой капиталоемкостью сопровождаются созданием большого числа рабочих мест. А это решает задачу трудоустройства очень актуальную в таких ситуациях, как нынешняя, когда иностранные компании массово уходят с рынка, оставляя своих бывших работников без средств к существованию.

Для бизнеса в условиях волатильности рынка на первый план выходит надежность инвестиций. Поэтому вложение средств в инфраструктуру, гарантом возврата которых выступает государство, оказываются более привлекательным, чем инвестиции в ценные бумаги, фонды или банковский вклад. Как показывает опыт прошедших кризисов, средства, заложенные в бюджете на ГЧП и концессионные соглашения секвестируются в самую последнюю очередь.

Привлечение частных средств в отрасль, развитие которой напрямую связано с поддержанием инвестиционной привлекательности и продуктовой безопасности страны, становится все более актуальным на фоне технологических, финансовых и торговых ограничений. Создание благоприятных условий для инвесторов и предоставление им дополнительных гарантий является первостепенной задачей со стороны регуляторов.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья