ENG
Добавить в избранное
В мире, Инвестклимат

Рецепты реформ от сэра Сумы

Когда компании выбирают страну, в которую хотели бы инвестировать, то, конечно, имеет значение место страны в рейтинге Doing Business. Но бизнес, безусловно, смотрит дальше — его интересует направление реформ: по-настоящему ли открывается эта страна для рыночной экономики, проводится ли в этой стране последовательная политика, которая не будет пересмотрена завтра? 

Сэр Сума Чакрабарти. Фото предоставлено Международным финансовым центром «Астана»

Эту чрезвычайно актуальную для России мысль в недавнем интервью «Независимой газете» высказал сэр Сума Чакрабарти, государственный деятель, ныне вошедший в число международных советников, консультирующих власти Казахстана. В свое время сэр Сума возглавлял ЕБРР, был постоянным секретарем Министерства международного развития и Министерства юстиции Великобритании, сейчас же он занимает посты заместителя председателя Высшего совета при президенте Казахстана по реформам, заместителя председателя Совета по управлению Международного финансового центра «Астана» и советника президента Республики Казахстан.

Сам факт активного участия иностранных консультантов в процессе принятия решений, по словам сэра Сумы, демонстрирует решимость и смелость казахстанского руководства. И это действительно так: Казахстан раньше других стран региона двинулся по пути решительных экономических реформ и значительно преуспел в этом направлении, что в значительной степени — а может быть, и в первую очередь — объясняется принципом личного участия главы государства в процессе реализации реформ.

Сегодня Россия вполне может с большой пользой для себя изучать казахстанский опыт, в частности опыт работы Высшего совета по реформам, который сэр Сума Чакрабарти назвал «уникальным начинанием», созданным для того, чтобы при реализации разработанных планов реформ «обеспечить коллективное политическое взаимодействие на уровне руководства страны».

Эксперт также отмечает, что, кроме Совета, президентом Касым-Жомартом Токаевым создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, которое оказывает поддержку деятельности Совета путем сбора и анализа информации и подготовки рекомендаций.

Пи этом казахстанское руководство активно привлекает к работе иностранных экспертов. Недавно сэром Сумой Чакрабарти был представлен «анализ пробелов» в таких сферах, как стратегия и реформы, эффективность государственного управления, стратегия коммуникаций и брендинг страны, также «Дорожная карта» по этим направлениям. После этого правительство и Агентство по стратегическому планированию работали над «Дорожной картой» в течение трех месяцев; в результате, по словам эксперта:

«Этот документ больше не является картой Сумы Чакрабати, теперь это “Дорожная карта правительства”. Правительство будет нести ответственность — ему воздадут должное в случае успеха, но ему придется нести ответственность, если карта не будет реализована. Таким образом, государство становится владельцем программы реформ».

Рассказывая о том, какие вопросы в последнее время находились в центре внимания Совета по реформам, Сума Чакрабарти отметил, что обсуждается концепция реформы Совета иностранных инвесторов, основанная на опыте работы российского Консультативного совета по иностранным инвестициям. Важнейшая цель, которую преследует эта реформа, — предоставление главе государства и правительства непосредственного доступа к мнениям иностранных инвесторов.

Подготовлен пакет реформ, призванных увеличить независимость Национального банка и Агентства по регулированию финансового рынка, но при этом обеспечить их более тесное взаимодействие в рамках правительства.

«На протяжении последних 30 лет Казахстан был лидером в регионе Центральной Азии в плане экономических реформ, — констатирует сэр Сума Чакрабарти, — он приступил к ним в самом начале 90-х и уже в те дни принимал ряд очень смелых решений. Наградой стал уровень дохода на душу населения. Казахстан теперь вошел в число стран с доходом выше среднего и может рассчитывать на вступление в ОЭСР в будущем. Страна уже при осуществлении своей политики принимает во внимание стандарты ОЭСР». 

Однако всего сделанного недостаточно. По словам советника, теперь приоритетом для Казахстана должно быть сохранение темпов реформ и диверсифкация экономики. Россия и Казахстан в этом отношении похожи: в экономиках обеих стран доминирует сырьевой сектор, между тем как суперцикл цен на природные ресурсы закончился. Казахстану сегодня нужно ускоренно развивать такие отрасли, как сельское хозяйство и туризм. Вторым же приоритетом для страны должен стать переход на низкоуглеродный путь развития — тем более что президент Токаев уже поставил амбициозную цель достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Задача это непростая — по словам сэра Сумы Чакрабарти, необходимо убедить все население в правильности этого пути, поскольку низкоуглеродный путь развития невозможен, если не изменить потребительское поведение. Кроме того, Казахстан мог бы играть роль логистического хаба, пользуясь своим положением между двумя крупными экономиками — Россией и Китаем.

«Казахстан может стать привлекательным местом для многих компаний, которые хотели бы инвестировать в Россию и Китай, но предпочли бы вести деятельность, базируясь на более нейтральной площадке, — полагает Сума Чакрабарти, — МФЦ “Астана” в этом плане создан для успеха и играет важную роль в диверсификации».

По словам эксперта:

«Нам надо сделать еще больше, чтобы продолжить улучшать инвестиционный климат, чтобы иностранным инвесторам хотелось бы приходить сюда, чтобы они выбирали Казахстан, а не другие развивающиеся рынки. Это моя мечта. Это моя надежда».

Прочитав интервью сэра Сумы Чакрабарти и взглянув на опыт казахстанских экономических реформ, автор этой статьи подумал, что многие в России могут испытать «белую» зависть. Россия некогда была одним лидером Евразийского региона в сфере радикальных изменений экономики, однако большие нефтяные доходы невольно затормозили процесс реформирования, а затем проблемы социальной и политической стабильности оказались приоритетнее вопросов развития. Между тем нашему соседу удалось успешно развивать свои экономические институты, не принося в жертву свою политическую стабильность. Поэтому опыт реформ в Казахстане, в частности опыт привлечения иностранных специалистов к процессу выработки решения, требует, по крайней мере, самого серьезного изучения для России и многих других стран Евразийского региона.

Автор: Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья